Пространство как документ: к вопросу об убедительности биографического нарратива
            Александр Алексеевич Пронин
        
        
        Докладчик
        
        
        доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
191
2016-03-18
14:20 -
        14:50
    Ключевые слова, аннотация
    Речь идет о способах презентации «пространства события» в документальном биографическом фильме, возможностях его представления и понимания как визуального документа.
Тезисы
    Документальный биографический фильм неизбежно апеллирует к «пространству жизни» героя: географическому, социально-бытовому, личному. Пейзажи и интерьеры, связанные с биографическими событиями, повседневным укладом жизни героя, характеризующие соответствующую его время обстановку — все это маркеры реальности, необходимые для идентификации презентуемой личности. 
В диегезисе фильма «документальное пространство» конструируется разными способами и используется автором для разных уровней восприятия: в качестве композиционного элемента содержания кадра, динамического элемента сюжетосложения, а также — как особый знак достоверности нарратива.
На примере фильма Е. Якович и А. Шишова «Василий Гроссман. Я понял, что я умер» можно увидеть, как способы презентации «пространства события» в документальном биографическом фильме наиболее убедительны. Картина ключевого события истории — ареста рукописи романа «Жизнь и судьба» — воссоздается в пространстве кабинета писателя на Беговой улице в Москве. Рассказ о нем ведут только те, кто был в этом пространстве в тот день — невеста и внучка. Это пример прямого «предъявления» пространства как визуального документа в биографическом нарративе.
Другие способы требуют от автора иных приемов и средств убедительности, в том числе, и чисто виртуальных — иллюзорных, по сути, но эффективных для зрительского восприятия.
		В диегезисе фильма «документальное пространство» конструируется разными способами и используется автором для разных уровней восприятия: в качестве композиционного элемента содержания кадра, динамического элемента сюжетосложения, а также — как особый знак достоверности нарратива.
На примере фильма Е. Якович и А. Шишова «Василий Гроссман. Я понял, что я умер» можно увидеть, как способы презентации «пространства события» в документальном биографическом фильме наиболее убедительны. Картина ключевого события истории — ареста рукописи романа «Жизнь и судьба» — воссоздается в пространстве кабинета писателя на Беговой улице в Москве. Рассказ о нем ведут только те, кто был в этом пространстве в тот день — невеста и внучка. Это пример прямого «предъявления» пространства как визуального документа в биографическом нарративе.
Другие способы требуют от автора иных приемов и средств убедительности, в том числе, и чисто виртуальных — иллюзорных, по сути, но эффективных для зрительского восприятия.