XLV Международная филологическая научная конференция

«Другая» литература американской революции: произведения М. О. Уоррен, Ф. Уитли и их интерпретация американской феминистской критикой

Елена Михайловна Апенко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2016-03-17
14:30 - 14:45

Ключевые слова, аннотация

Драмы и проза М. О. Уоррен, поэзия Ф. Уитли отразили проблемы и настроения периода Войны за независимость и революции в Америке конца XVIII в.  Современная феминистская критика США сосредоточивается на выявлении особенности «женского взгляда» на события. Однако нарратологический анализ произведений писательниц позволяет выявить как своеобразие их позиции, так и идеологическую заданность американской критики.

Тезисы

Мерси Отис Уоррен (1728–1814) и Филлис Уитли (1753–1784) принадлежат к числу тех немногих женщин, которые заняли активную позицию в годы Войны за независимость английских колоний в Северной Америке в 1775–1783 гг. Современная феминистская критика США рассматривает творчество обеих писательниц с позиции гендерной «инаковости», как голос прежде «немой» культурной группы. Поэтому в центре  внимания оказываются такие, например, понятия, как «историческая травма»,  рабство, изгнание. Гораздо меньше внимания уделяется тому, что литературное творчество Уоррен и Уитли является художественным воплощением революционных идей времени.
Анализ того, как обе писательницы представляют республиканскую идеологию и риторику, какие художественные приемы используют, может помочь яснее понять процесс самоидентификации американцев обоих полов в годы войны и в первые годы существования американского государства. Как представляется, в это время процесс конструирования национальной идентичности состоял в поисках способов воплощения и олицетворения идей о том, «что же такое американец».
Прежде всего необходимо исследовать, как, унаследовав английскую и — шире — европейскую культуру как «свою» в конце XVIII в. — начале XIX в., американские авторы того времени постепенно учились воспринимать ее как культуру «другого». В то же время нельзя отрицать и выявленную феминистской критику специфику «женского взгляда» на события времени. Соединение двух подходов к творчеству Уоррен и Уитли, как представляется, может помочь создать более объемное и, следовательно, адекватное представление не только об их творческом наследии, но и о состоянии умов американцев в сложную эпоху больших исторических перемен.