Бессоюзные сложные предложения в «Путешествии по Сицилии в 1822 году» А. С. Норова
Екатерина Юрьевна Лехно
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2016-03-17
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе впервые рассматривается
функционирование бессоюзных сложных предложений в «Путешествии по Сицилии в
1822 году» Авраама Сергеевича Норова. Описываются типичные бессоюзные сложные
предложения, представленные в тексте, такие как бессоюзные сложные предложения
с повторами, с анафорическими повторами, предложения с восклицательными
конструкциями, анализируются их стилистические особенности.
Тезисы
В
докладе рассматривается функционирование бессоюзных сложных предложений в «Путешествии
по Сицилии в 1822 году» Авраама Сергеевича Норова.
В исследуемом тексте А. С. Норова подавляющее большинство бессоюзных сложных предложений представлено с перечислительными отношениями, что характерно для литературных путешествий конца XVIII — начала XIX в., поскольку связано с интенцией жанра — показать место, событие глазами путешественника. В то же время для А. С. Норова важно выразить и свои чувства, эмоции, поэтому нередко бессоюзные предложения предваряются восклицательными предложениями: «Как пленила меня первая представившаясь глазам моим картина! Прозирая сквозь яркую зелень миндалевых дерев, полуразвалившийся храм Юноны Люцины венчал живописный холм, покрытый разрушением; ряд Дорических колонн рисовался по лазури простертаго позади моря». (Путешествие по Сицилии в 1822 году. Ч. 1. СПб., 1828, с. 125).
Восклицание может находиться и внутри бессоюзного сложного предложения: «Груды камней, разброссыная по вершинам их, остановили наше внимание: — увы! то были стены могущественных Саракуз!» (Путешествие по Сицилии в 1822 году. Ч. 2. СПб., 1828, с. 22) В данном бессоюзном сложном предложении с пояснительными отношениями вторая часть вводится междометием «увы!», которое делает его оценочным.
Следует отметить экспрессивные конструкции — бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями с анафорическими повторами, которые используются для акцентирования внимания читателя на описании места, события: «Вот уже мы у стен Ортигии; вот и Аретуза, жалобно вырывающаяся из-под стены, и поспешающая в лоно вернаго Алфея». (Путешествие по Сицилии в 1822 году. Ч. 2. СПб., 1828, с. 76).
Бессоюзные сложные предложения являются самой свободной, гибкой структурой сложного предложения, что позволяет автору экспериментировать, находить новые решения для выражения собственного мнения к происходящему, увиденному. Исследование бессоюзных сложных предложений в текстах начала XIX в. помогает понять не только функционирование отдельных синтаксических единиц, но и всей синтаксической системы русского языка в целом в эпоху становления современного литературного языка.
Таким образом, бессоюзные сложные предложения в «Путешествии по Сицилии в 1822 году». А. С. Норова служат не столько для создания описательных статичных картин природы, городского пейзажа, сколько являются важнейшим инструментом в создании личного отношения автора ко всему происходящему во время путешествия. Литературное путешествие — один из наиболее распространенных жанров в конце XVIII — начале XIX в. Отметим, что путешественники обращаются не к жанру очерка, но к жанру литературного путешествия, который позволяет не только описывать места, события, но и включать в текст собственные размышления.
В исследуемом тексте А. С. Норова подавляющее большинство бессоюзных сложных предложений представлено с перечислительными отношениями, что характерно для литературных путешествий конца XVIII — начала XIX в., поскольку связано с интенцией жанра — показать место, событие глазами путешественника. В то же время для А. С. Норова важно выразить и свои чувства, эмоции, поэтому нередко бессоюзные предложения предваряются восклицательными предложениями: «Как пленила меня первая представившаясь глазам моим картина! Прозирая сквозь яркую зелень миндалевых дерев, полуразвалившийся храм Юноны Люцины венчал живописный холм, покрытый разрушением; ряд Дорических колонн рисовался по лазури простертаго позади моря». (Путешествие по Сицилии в 1822 году. Ч. 1. СПб., 1828, с. 125).
Восклицание может находиться и внутри бессоюзного сложного предложения: «Груды камней, разброссыная по вершинам их, остановили наше внимание: — увы! то были стены могущественных Саракуз!» (Путешествие по Сицилии в 1822 году. Ч. 2. СПб., 1828, с. 22) В данном бессоюзном сложном предложении с пояснительными отношениями вторая часть вводится междометием «увы!», которое делает его оценочным.
Следует отметить экспрессивные конструкции — бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями с анафорическими повторами, которые используются для акцентирования внимания читателя на описании места, события: «Вот уже мы у стен Ортигии; вот и Аретуза, жалобно вырывающаяся из-под стены, и поспешающая в лоно вернаго Алфея». (Путешествие по Сицилии в 1822 году. Ч. 2. СПб., 1828, с. 76).
Бессоюзные сложные предложения являются самой свободной, гибкой структурой сложного предложения, что позволяет автору экспериментировать, находить новые решения для выражения собственного мнения к происходящему, увиденному. Исследование бессоюзных сложных предложений в текстах начала XIX в. помогает понять не только функционирование отдельных синтаксических единиц, но и всей синтаксической системы русского языка в целом в эпоху становления современного литературного языка.
Таким образом, бессоюзные сложные предложения в «Путешествии по Сицилии в 1822 году». А. С. Норова служат не столько для создания описательных статичных картин природы, городского пейзажа, сколько являются важнейшим инструментом в создании личного отношения автора ко всему происходящему во время путешествия. Литературное путешествие — один из наиболее распространенных жанров в конце XVIII — начале XIX в. Отметим, что путешественники обращаются не к жанру очерка, но к жанру литературного путешествия, который позволяет не только описывать места, события, но и включать в текст собственные размышления.