Эмоциональное пространство ребенка в мире взрослых: книга и фильм
Вера Борисовна Полищук
Докладчик
независимый исследователь
2-У
2016-03-15
14:50 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен построению особого «пространства детства» в кинематографе. Какие
кинематографические средства выражают детскую
точку зрения? Как строится визуальный ряд при экранизации книги, в которой
повествование идет от лица ребенка, и как эти средства позволяют сместить
акценты согласно режиссерскому замыслу? Ответить
на эти вопросы позволяет анализ фильмов «Остров сокровищ» Владимира Воробьева (1982)
по одноименному роману Р. Л. Стивенсона и «Коля» чешского режиссера Яна Сверака (1996).
Тезисы
1. Образ
ребенка, детское восприятие окружающего мира неоднократно попадали в фокус
внимания кинематографа. Достаточно вспомнить такие разные фильмы, как «Сережа»
Георгия Данелии и Игоря Таланкина по одноименной повести Веры Пановой
(1960) или «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана (1982).
2. Большой интерес для исследователя представляет то, какими способами язык кинематографа передает особенности детского восприятия мира по сравнению со взрослым взглядом. В докладе прослеживается построение «пространства детства» внутри мира взрослых средствами кино, передача детских впечатлений и воспоминаний.
3. На материале фильма «Коля» Я.Сверака (1982) отчетливо видно, как совокупность визуальных акцентов, крупных планов и операторских ракурсов передает точку зрения любопытного и уязвимого маленького ребенка в большом мире взрослых, властных над его судьбой. Эти приемы позволяют выделить основные темы фильма: противопоставление жизни и смерти глазами ребенка; болезнь и выздоровление; постижение тайн взрослого мира и незнакомого города; языковой барьер и его преодоление. Расстановка визуальных акцентов подчеркивает и трагикомическую составляющую фильма (расхождения в восприятии ребенка и взрослого).
4. В фильме «Остров сокровищ» Вл. Воробьева (1982) повествование идет от лица ребенка, но смещение смысловых акцентов за счет операторских и сценарных ходов отчасти меняет жанр и сюжет фильма. Вводятся сентиментальные диккенсовские мотивы (акцентируется тема «сирота в поисках достойной замены отцу»); стихийное, хаотическое, природное начало (заманчивый, но пугающий «мир пиратов») противопоставляется упорядоченному, цивилизованному и устойчивому миропорядку («мир положительных героев»). Кроме того, подбор визуальных образов создает устойчивый лейтмотив «сна-мечты», пригрезившейся рассказчику, и со временем превратившейся в воспоминание. Привнесенный по воле режиссера комический элемент также создает иллюзию «игры в пиратов и приключения» и не вполне настоящей смерти, что дополняет лейтмотив сна.
2. Большой интерес для исследователя представляет то, какими способами язык кинематографа передает особенности детского восприятия мира по сравнению со взрослым взглядом. В докладе прослеживается построение «пространства детства» внутри мира взрослых средствами кино, передача детских впечатлений и воспоминаний.
3. На материале фильма «Коля» Я.Сверака (1982) отчетливо видно, как совокупность визуальных акцентов, крупных планов и операторских ракурсов передает точку зрения любопытного и уязвимого маленького ребенка в большом мире взрослых, властных над его судьбой. Эти приемы позволяют выделить основные темы фильма: противопоставление жизни и смерти глазами ребенка; болезнь и выздоровление; постижение тайн взрослого мира и незнакомого города; языковой барьер и его преодоление. Расстановка визуальных акцентов подчеркивает и трагикомическую составляющую фильма (расхождения в восприятии ребенка и взрослого).
4. В фильме «Остров сокровищ» Вл. Воробьева (1982) повествование идет от лица ребенка, но смещение смысловых акцентов за счет операторских и сценарных ходов отчасти меняет жанр и сюжет фильма. Вводятся сентиментальные диккенсовские мотивы (акцентируется тема «сирота в поисках достойной замены отцу»); стихийное, хаотическое, природное начало (заманчивый, но пугающий «мир пиратов») противопоставляется упорядоченному, цивилизованному и устойчивому миропорядку («мир положительных героев»). Кроме того, подбор визуальных образов создает устойчивый лейтмотив «сна-мечты», пригрезившейся рассказчику, и со временем превратившейся в воспоминание. Привнесенный по воле режиссера комический элемент также создает иллюзию «игры в пиратов и приключения» и не вполне настоящей смерти, что дополняет лейтмотив сна.