Бидермейер в польской детской литературе XIX в.
Ольга Валерьевна Гусева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
211
2016-03-18
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен влиянию художественного
стиля бидермейер на польскую детскую литературу XIX в. Бидермейер, выдвигавший
на первый план нравственно-бытовой традиционализм и религиозность, поэтизировавший
уютный домашний мирок, призывавший довольствоваться своим местом в жизни, независимо
от социального положения, и проявлявший интерес к деталям
в изображении интерьера, природы и быта, как нельзя лучше соответствовал характеру польской
детской литературы XIX в. и служил фоном многих прозаических произведений,
созданных в период угасания романтизма и становления
реализма.
Тезисы
В период между двумя национально-освободительными восстаниями
(1830–1863) в польскую литературу
проникли веяния бидермейера. Этот стиль литературы, изобразительного
и декоративно-прикладного искусства пришел в Польшу из Германии и Австрии, где
бидермейер получил распространение в 1815–1848 гг. Как художественный стиль бидермейер
впитал элементы позднего романтизма, но без романтического бунта. В
мировоззрении бидермейера на первый план выходили нравственно-бытовой
традиционализм, религиозность, идеалы бюргерской жизни. В литературе
бидермейера бытовая и нравственная проблематика преобладают над социальной,
которую заменяет критика моральных недостатков и пороков: жадности, лицемерия,
эгоизма отдельных героев — без обобщений. Для бидермейера
характерно внимание к деталям в изображении интерьера, природы и быта. В
живописи бидермейера широкое распространение получила семейная сцена в
интерьере, где дети изображены играющими у ног родителей, в центре композиции —
отец и мать, часто здесь присутствуют бабушки и дедушки, об их ноги трётся
кошка.
Эти особенности бидермейера, поэтизировавшего уютный домашний
мирок и призывавшего довольствоваться своим местом в жизни, независимо от
социального положения, во многом соответствовали задачам польской детской
литературы XIX в. Бидермейеровские мотивы проявились в
творчестве П. Кракововой, М. Поплавской, З. Счисловской, Т. Новосельского и
целого ряда других авторов, писавших для детей. Действие бытовых рассказов и
повестей для детей развивается в узком домашнем кругу, в гостиной, детской, в
парке шляхетской усадьбы. Герой-ребенок появляется в привычной для него
обстановке, в кругу семьи и ближайших родственников. Вместе с детьми всегда
находятся мать, бонна или гувернантка. Строгий, но справедливый отец «занят
делами». Он редко появляется в этом мире, тем не менее, он внимательно следит
за успехами и поведением детей. День ребенка строго регламентирован — он
замкнут в границах утренней и вечерней молитвы. Ребенок всегда должен быть
занят «делом», содержание которого зависит от общественного положения семьи:
либо учеба, либо физический труд. Для девочек работа — это всегда рукоделье. Заслуженной
наградой за усердие и примерное поведение становятся игра, прогулка или
занимательная история, рассказанная вечером у камина.
Интерес бидермейера к респектабельному быту, к дому
и семье, к нравственным проблемам, ко всему малому и слабому как нельзя лучше
отвечал задачам детской литературы. Тем не менее, нельзя утверждать, что
польская детская литература XIX в. была выдержана в
стиле бидермейер. Идиллические жанровые сцены были всё же нехарактерны для
детских произведений — они служили лишь фоном, не имеющим значительной
смысловой нагрузки. Основное внимание авторов сосредоточено на морали.