XLV Международная филологическая научная конференция

Структурно-компонентный состав лингвосоциокультурной компетенции (в аспекте РКИ)

Вера Константиновна Гюльгюден
Докладчик
соискатель
Санкт-Петербургский государственный университет

215-а
2016-03-18
17:00 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются компоненты лингвосоциокультурной компетенции, представленные в научно-методической литературе. Приводятся примеры трудностей лингвосоциокультурного характера, которые возникают у турецких студентов при освоении русской культуры в процессе изучения русского языка в неязыковой среде. Сделан вывод о необходимости включения личностного компонента в состав лингвосоциокультурной компетенции.

Тезисы

Вслед за Л. П. Костиковой мы рассматриваем лингвосоциокультурную компетенцию как способность понимать иноязычную культуру, вырабатывать позитивное отношение к ней, объективно осмыслять реалии страны изучаемого языка и моральные ценности носителей другого языка через призму собственной культуры, а также умение общаться в соответствии с нормами иной лингвокультурной среды. Традиционно в состав лингвосоциокультурной компетенции включаются следующие компоненты:
  • лингвострановедческий (изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа — носителя языка: реалий, коннотативность лексики слов, совпадающих по основному значению, но отличных по культурно-историческим ассоциациям, фоновой лексики);
  • культурологический (изучение всех областей человеческой деятельности: хозяйство, семейный быт, право, государственность, наука, искусство и т. д.);
  • социолингвистический (изучение языковых особенностей социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов, реалий, особых коммуникативных моделей, специфических правил речевого общения, характерных для страны изучаемого языка, форм вежливости, этикетных форм, языковых форм и средств для разных ситуаций и контекстов общения, вербальных и невербальных средств общения);
  • социально-психологический (приобретение знаний о специфике поведения людей, относящихся к определенной культуре).
На наш взгляд, в состав лингвосоциокультурной компетенции необходимо включить личностный компонент, который предполагает самостоятельное или под контролем преподавателя приобретение таких качеств, которые способствуют адекватному восприятию чужой культуры (толерантность, терпимость, поведенческая гибкость и т. д.). Как показал проведенный нами обучающий эксперимент, наиболее эффективным для формирования у турецких студентов лингвосоциокультурной компетенции в условиях неязыковой среды является метод проектов, который позволяет создать благоприятные условия для развития поликультурной языковой личности и предоставить каждому обучаемому возможность активно и творчески осваивать иноязычную культуру.