«Изобретая» Россию. Методологические аспекты анализа мультимодального текста (на примере обложек словацкого еженедельника «.týždeň»)
Нина Цингерова
Докладчик
старший преподаватель
Университет Коменского в Братиславе
Университет Коменского в Братиславе
184
2016-03-15
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Дискурс-аналитик в ходе изучения объектов своего
исследования (фрагментов дискурса) все чаще сталкивается с текстами,
построенными путем использования разных семиотических ресурсов (модусов). В
теоретической литературе данный тип текстов получил название «мультимодальные
тексты». Темой нашего доклада являются методологические аспекты анализа
мультимодального текста, в нашем случае — журнальной обложки словацкого
консервативного еженедельника «týždeň». В центре внимания находится моделирование образа
России.
Тезисы
В
современной обществоведческой мысли
существует согласие по поводу того, что коммуникация играет активную роль в
процессе создания, стабилизации и трансформации социальной реальности. Среди
подходов, основывающихся на данном постулате, в настоящее время на практике
наиболее широко используется дискурс-анализ, объединяющий «под своей крышей»
широкий спектр разнообразных методологических рассуждений и эмпирических
исследований, находящихся на пересечении разных дисциплин. И хотя в вопросе,
касающемся того, формирует ли дискурс всю область Социального или же он является
лишь одним из аспектов Социального, а именно языковым, мнения теоретиков
дискурса расходятся (особенно ярко данные расхождения можно наблюдать между
Эссекской школой дискурса и школой Критического дискурс-анализа), в области
эмпирических исследований в центре внимания находится прежде всего институционализированная
вербальная деятельность, тексты в «классическом» понимании. Однако, аналитик в ходе изучения объекта
своего исследования все чаще сталкивается с текстами, построенными путем
использования разных семиотических ресурсов (модусов), которые используются для
производства значений. В теоретической литературе данный тип текстов получил
название «мультимодальные тексты». Инструменты, предназначенные для анализа
текстов, слова, таким образом, по крайней мере ввиду большого наличия напр.
разных визуальных элементов в масс-медиальной коммуникации, зачастую
оказываются недостаточными. Именно методологические аспекты анализа
мультимодального текста, в нашем случае — журнальной обложки, и являются темой
предлагаемого доклада.
Теоретическую основу наших рассуждений составляют тексты Роланда Барта, Тео ван Леувена, Чарлза Форсевилла, но прежде всего Гюнтера Кресса. Последний из упомянутых в своей социально-семиотической теории мультимодальности делает упор на «производстве» (а не использовании) знаков. С тем связано и акцентирование категории мотивированного знака («расширение» знака подробно разработано в работах Роланда Барта). Согласно Крессу «производители знаков пытаясь репрезентировать социальный мир постоянно переделывают концепты и «знание» заново придавая форму культурным ресурсам» [Kress, 2010: 62].
Возможности анализа мультимодального текста в докладе представляются на способах моделирования России на обложках словацкого консервативного еженедельника «.týždeň». В ходе анализа мы поставили перед собой следующие вопросы: что за значение было «произведено»; как было «произведено» данное значение; в каком контексте оно возникло; какие ресурсы были использованы; какой статус и потенциал имеются у использованных ресурсов (выделение происходит посредством коммутационного теста); в каком отношении друг к другу находятся ресурсы.
Теоретическую основу наших рассуждений составляют тексты Роланда Барта, Тео ван Леувена, Чарлза Форсевилла, но прежде всего Гюнтера Кресса. Последний из упомянутых в своей социально-семиотической теории мультимодальности делает упор на «производстве» (а не использовании) знаков. С тем связано и акцентирование категории мотивированного знака («расширение» знака подробно разработано в работах Роланда Барта). Согласно Крессу «производители знаков пытаясь репрезентировать социальный мир постоянно переделывают концепты и «знание» заново придавая форму культурным ресурсам» [Kress, 2010: 62].
Возможности анализа мультимодального текста в докладе представляются на способах моделирования России на обложках словацкого консервативного еженедельника «.týždeň». В ходе анализа мы поставили перед собой следующие вопросы: что за значение было «произведено»; как было «произведено» данное значение; в каком контексте оно возникло; какие ресурсы были использованы; какой статус и потенциал имеются у использованных ресурсов (выделение происходит посредством коммутационного теста); в каком отношении друг к другу находятся ресурсы.