Методика формирования грамматических навыков у учащихся средней общеобразовательной школы
Алексей Анатольевич Мясников
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; средняя школа № 544 Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; средняя школа № 544 Санкт-Петербурга
416
2016-03-19
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Продуктивность
изучения иностранного языка в вузе во многом зависит от полученного в средней
общеобразовательной школе уровня
овладения речевыми умениями — чтением, аудированием, говорением и письмом и их
неотъемлемыми компонентами — произносительными, лексическими и грамматическими
навыками. Предметом рассмотрения в докладе является методика формирования
грамматических навыков у учащихся средней общеобразовательной школы. Анализируются
состав грамматических навыков, их структурно-операционные составляющие, этапы
формирования грамматических навыков и упражнения, выполняемые на каждом этапе.
Тезисы
Основная цель обучения грамматике в средней
общеобразовательной школе заключается в формировании грамматических навыков.
Любой
формат оценки уровня иноязычной коммуникативной компетенции предусматривает обязательную
проверку степени сформированности грамматических навыков, которая определяется на основании результатов выполненных
заданий. Например, при выполнении заданий в говорении необходимо заполнить
пропуски в тексте подходящими словами и принять участие в ролевой игре; в аудировании — дать ответы на вопросы на основе сделанных
записей; в чтении — осуществить поиск
информации и ответить на предложенные
вопросы; в письме — написать письмо и эссе.
Двумя структурно-операционными
составляющими грамматического навыка являются: 1) выбор грамматической структуры, адекватной речевому замыслу
говорящего в определенной ситуации и 2) речевое
оформление выбранной грамматической структуры посредством выбора
лексико-грамматических средств.
Грамматический
навык — действие говорящего, направленное на мгновенный выбор
адекватной речевой задаче грамматической модели и ее оформление в соответствии
с нормами и правилами данного языка.
В составе грамматических навыков выделяют морфологические и
синтаксические навыки. Морфологические навыки — действия,
направленные на выбор и правильное употребление словоформ. Синтаксические навыки —
действия, направленные на правильное употребление синтаксических моделей
предложений.
Выделяют следующие этапы формирования
грамматического навыка:
1. Ознакомление: демонстрация и объяснение грамматической модели; выполнение учащимися заданий на нахождение модели по аналогии (например: Найдите в тексте…, Выпишите предложения с …); ее механическую подстановку и имитацию (например: Закончите предложения по образцу, Вставьте пропущенные слова).
2. Тренировка: выполнение языковых заданий на трансформацию модели (например: Составьте предложения из слов, данных вразбивку, Замените выделенные слова, Выберите необходимую форму глагола) и условно-речевых заданий на репродукцию и комбинирование модели (например: Закончите предложения, выбрав необходимые грамматические конструкции, Поставьте вопросы к тексту, Прослушайте текст и перескажите его, выбрав необходимые грамматические конструкции.
3. Речевая практика: выполнение речевых упражнений направленных на реализацию грамматической модели в подготовленной и неподготовленной речи (например: Придумайте завершение истории…, Возьмите интервью…, Проведите экскурсию…, Дайте рекомендацию…). На начальном этапе учащиеся концентрируют внимание на форме грамматической модели. На продвинутом этапе учащиеся распределяют внимание между формой и содержанием.Учебной работе на этом этапе придается особо важное значение.
1. Ознакомление: демонстрация и объяснение грамматической модели; выполнение учащимися заданий на нахождение модели по аналогии (например: Найдите в тексте…, Выпишите предложения с …); ее механическую подстановку и имитацию (например: Закончите предложения по образцу, Вставьте пропущенные слова).
2. Тренировка: выполнение языковых заданий на трансформацию модели (например: Составьте предложения из слов, данных вразбивку, Замените выделенные слова, Выберите необходимую форму глагола) и условно-речевых заданий на репродукцию и комбинирование модели (например: Закончите предложения, выбрав необходимые грамматические конструкции, Поставьте вопросы к тексту, Прослушайте текст и перескажите его, выбрав необходимые грамматические конструкции.
3. Речевая практика: выполнение речевых упражнений направленных на реализацию грамматической модели в подготовленной и неподготовленной речи (например: Придумайте завершение истории…, Возьмите интервью…, Проведите экскурсию…, Дайте рекомендацию…). На начальном этапе учащиеся концентрируют внимание на форме грамматической модели. На продвинутом этапе учащиеся распределяют внимание между формой и содержанием.Учебной работе на этом этапе придается особо важное значение.