Средства гиперболизации эпических образов в русских духовных стихах
Александр Михайлович Петров
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН
кафедра библеистики
2016-03-18
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе будет рассмотрена роль гиперболы в поэтике русских фольклорных духовных стихов. Будут рассмотрены основные пути трансформации книжных (включая библейские) образов в народной среде; систематизированы и классифицированы способы гиперболизации эпических реалий.
Тезисы
Гиперболизация — одно из типичнейших свойств
фольклорной поэтики. Не чужда она и духовным стихам, хотя назвать
стилеобразующим данный поэтический троп, пожалуй, все-таки нельзя. С помощью гиперболы
получают воплощение антонимические нравственные категории: добро и зло. В
гиперболическом виде, посредством введения в поэтику жанра категории чудесного, описываются сакральные силы. Гипербола
же помогает создать весьма живую фантасмагорическую картину могущественных сил
зла. Через гиперболизацию
находят выражение чувства человека, эксплицируется его оценка окружающего мира.
Гипербола создается разными средствами. Естественным способом указания на большие размеры является использование соответствующих числительных. Например, насыщен гиперболическими нумеративными описаниями стих о Голубиной книге. Здесь гиперболизации подвергаются сакральные объекты, имеющие большую культурную, эстетическую, философскую ценность. Эпические размеры имеет сама Голубиная книга: «Ино эта книга не малая: / Высока книга сороку сажень, / Ширины книга двадцати сажень, / На руках держать — не сдержать будет». В создании гиперболических образов принимают участие и глаголы, и предложно-падежные формы существительных и местоимений с соответствующей семантикой. Например, гиперболическое обозначение получают пределы пространства, а также человеческие чувства, эмоции: «Бысть тьма по всей земли / Шестого часу до девятого»; «Старейшая большая братья / Свирепо оны на Вельямина взирали, / Все оны зубами скрежетали». Чувство раскаяния, вины и горя, которое испытывают родители, потерявшие сына, получает воплощение в гиперболической формуле в стихе «Алексей, человек Божий»: «Прочитала его матушка родимая, / С буйной головы волосы рвала: / „Уж ты гой еси, чадо милое, / Кого же ты, чадо, убоялося, / Пошто же ты не сказалося?“».
В духовных стихах образы книжной традиции перерабатываются в соответствии с нормами фольклорной эстетики и поэтики. Одним из способов и средств адаптации христианской культуры к особенностям фольклорного сознания является, помимо прочего, и гипербола. Христианские святые предстают в виде богатырей, которые бьются с языческой силой три дня и три ночи. Символом зла может быть лютый девятиглавый, семиглавый или трехглавый змей, образ которого имеет чисто фольклорную природу. Образ противника осмысляется в фольклорных количественных категориях: «Победил он три тьмы / И три тысячи неведомой силы, / Да и смету нет. / Отогнал он неверного царя Мамая / Во его страну в порубежную».
Регулярные сдвиги в структуре и семантике книжных образов и мотивов представляют собой закономерный результат освоения христианской культуры народным сознанием.
Гипербола создается разными средствами. Естественным способом указания на большие размеры является использование соответствующих числительных. Например, насыщен гиперболическими нумеративными описаниями стих о Голубиной книге. Здесь гиперболизации подвергаются сакральные объекты, имеющие большую культурную, эстетическую, философскую ценность. Эпические размеры имеет сама Голубиная книга: «Ино эта книга не малая: / Высока книга сороку сажень, / Ширины книга двадцати сажень, / На руках держать — не сдержать будет». В создании гиперболических образов принимают участие и глаголы, и предложно-падежные формы существительных и местоимений с соответствующей семантикой. Например, гиперболическое обозначение получают пределы пространства, а также человеческие чувства, эмоции: «Бысть тьма по всей земли / Шестого часу до девятого»; «Старейшая большая братья / Свирепо оны на Вельямина взирали, / Все оны зубами скрежетали». Чувство раскаяния, вины и горя, которое испытывают родители, потерявшие сына, получает воплощение в гиперболической формуле в стихе «Алексей, человек Божий»: «Прочитала его матушка родимая, / С буйной головы волосы рвала: / „Уж ты гой еси, чадо милое, / Кого же ты, чадо, убоялося, / Пошто же ты не сказалося?“».
В духовных стихах образы книжной традиции перерабатываются в соответствии с нормами фольклорной эстетики и поэтики. Одним из способов и средств адаптации христианской культуры к особенностям фольклорного сознания является, помимо прочего, и гипербола. Христианские святые предстают в виде богатырей, которые бьются с языческой силой три дня и три ночи. Символом зла может быть лютый девятиглавый, семиглавый или трехглавый змей, образ которого имеет чисто фольклорную природу. Образ противника осмысляется в фольклорных количественных категориях: «Победил он три тьмы / И три тысячи неведомой силы, / Да и смету нет. / Отогнал он неверного царя Мамая / Во его страну в порубежную».
Регулярные сдвиги в структуре и семантике книжных образов и мотивов представляют собой закономерный результат освоения христианской культуры народным сознанием.