Слово и изображение: перспективы взаимодействия филологии и визуальных исследований
Наталия Николаевна Мазур
Докладчик
профессор
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Европейский университет в Санкт-Петербурге
25
2015-04-06
12:20 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В нашем докладе мы попробуем выделить основные области взаимодействия между изучением литературных текстов и визуальных искусств и кратко охарактеризовать соответствующие исследовательские стратегии: 1) «поиск
ключа», 2) «обмен инструментами», 3) «реконструкция картины мира».
Тезисы
В
нашем докладе мы попробуем выделить основные области взаимодействия между изучением
литературных текстов и визуальных искусств и кратко охарактеризовать
соответствующие исследовательские стратегии. Первую стратегию мы назовем
поиском «ключа» к тексту в другом роде искусства. Один из первых образцовых примеров:
статья филолога Лео Шпитцера об «Оде к греческой вазе» Китса (1955), где
показано, что поэтический текст представляет собой экфрасис античной
погребальной урны. Точный аналог этой традиции в искусствоведении — поиск
литературного источника, проясняющего смысл произведения изобразительных искусств:
так, в текстах флорентийских проповедников XV века
искусствовед Майкл Баксандалл нашел объяснение иконографии Благовещения (1972).
Вторая стратегия — это «обмен инструментами»: близость изобразительных «формул
пафоса» Аби Варбурга и литературных «топосов» Эрнста Р. Курциуса осознавалась
уже самими первооткрывателями; с тех пор список общих «инструментов» ощутимо
пополнился. И, наконец, третья стратегия — реконструкция «картины мира»
отдельного автора/художника или целой эпохи на основании значимых точек
пересечения/расхождения между словесным и изобразительным текстом. Образцовый
пример такой стратегии в филологии: книга Жана Хагструма «Искусства — сестры.
Традиция литературного пикториализма и английская поэзия от Драйдена до Грея» (1958), где рассматривается история соперничества литературы с
изобразительными искусствами в воспроизведении зримой реальности. Аналогичными
примерами в истории искусства могут послужить работы о риторической структуре
итальянской религиозной живописи («Икона
и нарратив» Сикстена Рингбома 1965 г.) или французской исторической живописи XVIII века
(«Слово и изображение» Нормана Брайсона 1981 г.).