Почему лингвисты радуются, когда вы допускаете грамматические ошибки?
Екатерина Вячеславовна Никулина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2015-04-10
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Грамматические ошибки в речи — способ исследования ментальной грамматики. Нами проведен эксперимент на чтение предложений с ошибками
согласования по числу. При восприятии речи, как и при порождении, наименее заметны ошибки, где
зависимое слово совпадает по форме и числу с подлежащим. Но, в отличие от результатов экспериментов на порождение, ошибки в предложениях, где зависимое слово
совпадает с подлежащим только по форме, заметнее ошибок, где зависимое слово
совпадает с подлежащим только по числу. Это позволяет
говорить о разнице в обработке операции согласования при порождении и восприятии.
Тезисы
Изучение
различных грамматических ошибок, которые люди допускают в естественной речи и в
экспериментальных условиях, а также того, как люди реагируют на них при чтении,
– один из основных способов узнать что-то о ментальной грамматике: о том, как грамматическая
система родного языка представлена у нас в голове и как мы пользуемся ею при
порождении и восприятии предложений. Согласование
– одна из важнейших грамматических операций, поэтому многих ученых интересует,
как оно осуществляется при порождении и восприятии речи. В целом ряде работ,
посвященных этой теме, изучались ошибки согласования с интерференцией, где
сказуемое согласуется не с главным словом группы подлежащего, а с зависимым
(например, Билет на концерты потерялись).
В частности, было обнаружено, что такие ошибки появляются чаще других при
порождении речи и менее заметны при восприятии. Русский язык с его морфологическим богатством
открывает новые горизонты в исследовании этой проблемы. Ранее было показано,
что для тех языков, где есть падежные различия, в ошибках согласования, помимо
прочих факторов, важную роль играет
формальное сходство вызывающего интерференцию слова с подлежащим. В нашем исследовании мы изучили это явление при восприятии речи на материале
русского языка. Результаты исследования
дополнили полученные ранее данные экспериментов на порождение речи на русском и
ряде других языков. Нами был проведен эксперимент на чтение предложений с
ошибками согласования по числу. Было обнаружено, что при
восприятии речи наименее заметны ошибки, где зависимое слово стоит во множественном числе и совпадает по форме с подлежащим (прим.: Тропинка через луга были
протоптаны во время деревенской ярмарки.). Соответственно, в этих условиях интерференция максимальна, как и при порождении. При
этом ошибки
в предложениях, где зависимое слово совпадает с подлежащим только по форме (прим.: Пристань для яхты были
мокрыми из-за высоких штормовых волн.) ,
заметнее ошибок, где зависимое слово стоит во множественном числе (прим.:Пристань для яхт были
мокрыми из-за высоких штормовых волн). В эксперименте на порождение на материале русского языка был получен
противоположный результат. Это позволяет говорить о разнице в механизмах
обработки речи при порождении и восприятии.