Синтез литературы и живописи в поэме Кристины Россетти «Базар гоблинов»
Мария Сергеевна Карпова
Докладчик
студент 4 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
191
2015-04-08
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад раскрывает особенности интермедиальности творчества Кристины Россетти на примере поэмы «Базар гоблинов». В процессе изучения феномена синтеза искусств в творчестве поэтессы удалось выявить основные мотивы, сюжеты и образы, выражающие черты синтезированного искусства. Соединение живописной образности и поэтического текста помогло создать зримые образы, портреты и пейзажи в произведении.
Тезисы
В середине XIX века в Англии появляется загадочное «братство прерафаэлитов», сыгравшее немаловажную роль в развитии английской культуры. Прерафаэлиты проповедовали искренность в искусстве, близость к природе, непосредственность в выражении чувств. Стремящиеся к возрождению «истинного искусства» за счет поиска новых «миров» в прошлом, пытающиеся заменить культом эстетики прагматичные устои, прерафаэлиты ощущали в себе силы для совершенно нового выражения себя и личности. Главным эстетическим принципом прерафаэлитов был культ красоты, и поиск этой самой красоты вел их к цитированию образов, сюжетов и произведений искусства, которые уже воплощались в мировом пространстве. Тесная связь изобразительного и прикладного искусства с литературой способствовала созданию особой прерафаэлитской эстетики, где обращение к средневековой красоте и культивирование эстетического создавали новую изобразительность в каждом из искусств прерафаэлитов.
Одной из поэтесс, разделяющих взгляды прерафаэлитов на искусство, стала Кристина Россетти, воплотившая в своих нарративных поэмах и лирике живописную образность.
Центральное место в творчестве поэтессы по праву отводится поэме «Базар гоблинов», так как именно здесь наиболее ярко проявились особенности индивидуального стиля К. Россетти. Образная система поэмы насыщена разнообразными деталями, выражающимися, к примеру, в параллельных конструкциях. Более того, композиционно «Базар гоблинов», очевидно, отсылает нас непосредственно к самой живописи прерафаэлитов, где каждое описание, портрет перерастает в значимый морально-философский символ, соответствующий эстетике прерафаэлитизма. Несмотря на то, что, по уверениям самой Кристины, поэма – это всего лишь сказка, образы главных героинь выписаны с особой тщательностью и глубоко индивидуализированы, а в портрете одной из сестер мы можем узнать собирательный образ женщины с полотен прерафаэлитов.
«Базар гоблинов» открывается пестрым описанием рынка гоблинов, где продаются самые разнообразные фрукты, являющиеся орудием соблазна и перекликающиеся с распространенными символами прерафаэлитов и с библейской образностью. Помимо этого, отдельного внимания заслуживают гоблины, каждый из которых имеет не только свое лицо, но и голос и манеру ходить, заимствованные у животного мира.
Таким образом, исследование синтеза искусств в поэме Кристины Россетти показало, что данное произведение является удачным воплощением внедрения живописной образности в поэтический контекст. Атмосферное единство, созданное с помощью визуального и текстового компонента, различных художественных приемов и инструментов, которые поэтесса черпала из разных видов искусства, помогли создать зримые образы, портреты и пейзажи в произведении.
Одной из поэтесс, разделяющих взгляды прерафаэлитов на искусство, стала Кристина Россетти, воплотившая в своих нарративных поэмах и лирике живописную образность.
Центральное место в творчестве поэтессы по праву отводится поэме «Базар гоблинов», так как именно здесь наиболее ярко проявились особенности индивидуального стиля К. Россетти. Образная система поэмы насыщена разнообразными деталями, выражающимися, к примеру, в параллельных конструкциях. Более того, композиционно «Базар гоблинов», очевидно, отсылает нас непосредственно к самой живописи прерафаэлитов, где каждое описание, портрет перерастает в значимый морально-философский символ, соответствующий эстетике прерафаэлитизма. Несмотря на то, что, по уверениям самой Кристины, поэма – это всего лишь сказка, образы главных героинь выписаны с особой тщательностью и глубоко индивидуализированы, а в портрете одной из сестер мы можем узнать собирательный образ женщины с полотен прерафаэлитов.
«Базар гоблинов» открывается пестрым описанием рынка гоблинов, где продаются самые разнообразные фрукты, являющиеся орудием соблазна и перекликающиеся с распространенными символами прерафаэлитов и с библейской образностью. Помимо этого, отдельного внимания заслуживают гоблины, каждый из которых имеет не только свое лицо, но и голос и манеру ходить, заимствованные у животного мира.
Таким образом, исследование синтеза искусств в поэме Кристины Россетти показало, что данное произведение является удачным воплощением внедрения живописной образности в поэтический контекст. Атмосферное единство, созданное с помощью визуального и текстового компонента, различных художественных приемов и инструментов, которые поэтесса черпала из разных видов искусства, помогли создать зримые образы, портреты и пейзажи в произведении.