Сравнительный анализ косвенных номинаций лица в немецких художественном и публицистическом текстах
Алексей Сергеевич Зарайский
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Юлия Андреевна Никитенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
206
2015-04-10
14:45 -
15:05
Ключевые слова, аннотация
В данном докладе рассматривается понятие косвенной номинации лица, ее функции, использование в немецкоязычных текстах художественной (на примере романа Э. М. Ремарка «Три товарища») и публицистической (на основе актуальных текстов немецкой прессы) направленности. В ходе сравнительного анализа выявляются закономерности употребления косвенной номинации лица и их особая роль в данных типах текста.
Тезисы
Общественные отношения в Германии – один из факторов понимания культуры и идентичности немецкой нации. Важную роль в их изображении играет литература, а именно тексты, прежде всего, художественной и публицистической направленности. Данные типы текстов несут в себе многочисленные художественные средства, одним из которых является косвенная номинация лица как наиболее яркий образец отношения людей друг к другу и взгляда на общество в целом.
Под косвенной номинацией лица понимаем создание новых наименований на базе готового материала, в основе которого лежит приспособление готовых единиц языка к выражению номинативной функции, несвойственной им изначально, в результате чего один и тот же объект может быть назван по-разному. Косвенная номинация связана с определенным признаком, на основе которого она строится. Этот признак соотносится со свойствами другого объекта, уже закрепленными в его содержании.
При выборе косвенной номинации для номината номинант останавливается исключительно на той языковой единице, используя которую ему с высокой степенью вероятности удастся вызвать желаемую реакцию адресата. Такое воздействие на адресата, создающее экспрессивный эффект высказывания, напрямую связано с оценкой. Установлено, что КНЛ в произведениях немецкой художественной литературы (на примере романа Э.М. Ремарка «Три товарища») и в текстах публицистики (на примере актуальных текстов немецкой прессы) способны передавать как положительную, так и отрицательную оценку номината.
При сравнительном анализе была выявлена закономерность, что в художественном тексте превалируют КНЛ пейоративного характера, а в публицистических текстах – мелиоративные КНЛ. Это связано с различным взглядами на человека и общество через призму выбранных типов текста. В художественном тексте человек рассматривается более критично, в прессе – наиболее приближенно к реальности, в рамках этики и устоявшихся правил. Проанализированные косвенные номинации отождествляют человека с тем или иным предметом/существом на основе его физических характеристик (например, внешности) и психических особенностей.
Использование КНЛ в данных типах текста является качественным катализатором активизации культурного потенциала, суть которого в определенной степени заложена в номинации.