Моцартианские мотивы в сборнике «Фантазии в манере Калло» Э. Т. А. Гофмана
Елена Владимировна Сотникова
Докладчик
магистрант 1 курса
Воронежский государственный университет
Воронежский государственный университет
191
2015-04-08
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В основе творческого метода Э. Т. А. Гофмана лежит идея синтеза искусств, которая воплотилась уже в его первом сборнике «Фантазии в манере Калло». На протяжении всей своей жизни Гофман продолжал заниматься разными видами деятельности, отдавая предпочтение музыке и литературе. Моцарт занимает особое место в творчестве немецкого романтика, его имя неоднократно возникает на страницах сборника. Симфония Es-dur, концерты и особенно «опера опер» «Дон Жуан» — те музыкальные произведения, которые появляются в первом томе сборника и корректируют восприятие происходящих в новеллах Гофмана событий.
Тезисы
Сборник «Фантазии в манере Калло» был крайне необычен для своего времени, ведь его создатель имел большой опыт в области музыкального искусства.
Главным объектом художественного исследования в этом сборнике, безусловно, можно считать музыку, которая для Гофмана является синонимом подлинного, высшего искусства, обладающего магической силой.
Из всех композиторов особое место писатель отводит Вольфгангу Амадею Моцарту, музыка которого оказывала на него едва ли не мистическое влияние. Известно, что в честь Моцарта Гофман даже заменил своё третье имя Вильгельм на Амадеус.
Имя австрийского композитора неоднократно появляется в рассматриваемом сборнике. Привлекают Гофмана именно оперные творения композитора, а вершиной оперного искусства, по его мнению, является «Дон Жуан», благодаря которому он впервые понял «гений Моцарта».
Новелла Гофмана «Дон Жуан» отличается не только «сплавом» слова и музыки, но в ней даётся одна из самых интересных трактовок одноименной оперы Моцарта.
Гофмана интересует скорее не содержательная сторона, а «музыкальная ткань» оперы, ориентируясь на которую он предлагает читателю свою, романтическую интерпретацию произведения Моцарта.
В центре оказывается личность творца, художника, способного воспринимать весь мир универсально – всеми органами чувств – через запах, цвет, звук.
Моцарт – наиболее показательный пример гофмановского музыканта. Известно, что словом «музыкант» писатель определял не профессию, а творческую личность, которой открывались те грани, которые обычному человеку не дано было видеть.
Главным объектом художественного исследования в этом сборнике, безусловно, можно считать музыку, которая для Гофмана является синонимом подлинного, высшего искусства, обладающего магической силой.
Из всех композиторов особое место писатель отводит Вольфгангу Амадею Моцарту, музыка которого оказывала на него едва ли не мистическое влияние. Известно, что в честь Моцарта Гофман даже заменил своё третье имя Вильгельм на Амадеус.
Имя австрийского композитора неоднократно появляется в рассматриваемом сборнике. Привлекают Гофмана именно оперные творения композитора, а вершиной оперного искусства, по его мнению, является «Дон Жуан», благодаря которому он впервые понял «гений Моцарта».
Новелла Гофмана «Дон Жуан» отличается не только «сплавом» слова и музыки, но в ней даётся одна из самых интересных трактовок одноименной оперы Моцарта.
Гофмана интересует скорее не содержательная сторона, а «музыкальная ткань» оперы, ориентируясь на которую он предлагает читателю свою, романтическую интерпретацию произведения Моцарта.
В центре оказывается личность творца, художника, способного воспринимать весь мир универсально – всеми органами чувств – через запах, цвет, звук.
Моцарт – наиболее показательный пример гофмановского музыканта. Известно, что словом «музыкант» писатель определял не профессию, а творческую личность, которой открывались те грани, которые обычному человеку не дано было видеть.