«Просто нет слов»: альтернативный метод анализа графической поэзии
Александра Ивановна Русакович
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2015-04-10
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Визуальная (графическая) поэзия — явление, находящееся на стыке литературы и изобразительных искусств. Вероятно, именно по этой причине она нечасто становится объектом исследования как литературоведов, так и искусствоведов. На сегодняшний день существуют работы, вписывающие графические стихотворения в культурно-исторический контекст, но не подвергающие их формальному анализу — для такого анализа не хватает соответствующего инструментария. Мы делаем шаг к разработке этого инструментария — шаг в сторону работ модернистских и авангардных художников XX в.
Тезисы
Визуальная (графическая) поэзия – явление, находящееся на стыке литературы и изобразительных искусств. Вероятно, именно по этой причине она нечасто становится объектом исследования как литературоведов, так и искусствоведов. На сегодняшний день существуют работы, вписывающие графические стихотворения в культурно-исторический контекст, но не подвергающие их формальному анализу – для такого анализа не хватает соответствующего инструментария.
Графическая поэзия поддается классическим методам исследования, если ее форма и содержание изоморфны и/или вступают во взаимосвязь друг с другом. В тех случаях, когда содержание не считывается (если мы имеем дело с визуальной поэзией, компонентами которой являются отдельные слова / морфемы / звуки / изображения, и эти компоненты не складываются в единое целое неким очевидным способом), нам приходится обращаться к инструментам анализа, которые выработали художники-модернисты для исследования чужих картин. Результатами таких исследований являются, как правило, деконструктивные визуальные «очерки».
Графическая поэзия поддается классическим методам исследования, если ее форма и содержание изоморфны и/или вступают во взаимосвязь друг с другом. В тех случаях, когда содержание не считывается (если мы имеем дело с визуальной поэзией, компонентами которой являются отдельные слова / морфемы / звуки / изображения, и эти компоненты не складываются в единое целое неким очевидным способом), нам приходится обращаться к инструментам анализа, которые выработали художники-модернисты для исследования чужих картин. Результатами таких исследований являются, как правило, деконструктивные визуальные «очерки».