XVIII Международная конференция студентов-филологов

К вопросу о контактных глаголах устной речи

Елена Руслановна Маслова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2015-04-09
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Объектом исследования в настоящем докладе стали глаголы, привлекающие внимание адресата к высказыванию (обычно в императиве или во 2 л.), например: понимаешь / понимаете, знаешь / знаете, видишь / видите, (по)смотри(те), (по)слушай­(те). Особенности употребления данных слов позволяют изучать их с точки зрения разных подходов к речевому материалу, например с позиций грамматики конструкций, теории речевых актов, прагмалингвистики.

Тезисы

При изучении живой, повседневной устной речи есть вероятность столкнуться с явлениями, которым трудно дать однозначную грамматическую трактовку. Но, помимо изучения отдельных единиц речи, исследователи все чаще анализируют весь разговор, который происходит в естественных ситуациях. Конверсационный анализ связан с обнаружением структур разговора, лежащих в основе взаимодействия людей, и с достижением порядка через взаимодействие. Одним из ярких маркеров подобного взаимодействия коммуникантов является интенсификация фатики, т. е. использование различных контактных слов.
Материалом для исследования послужили данные подкорпуса «Один речевой день». Объектом исследования стали глаголы, привлекающие внимание адресата к высказыванию (обычно в императиве или во 2 л.), например: понимаешь/понимаете, знаешь/знаете, видишь/видите, (по)смотри(те), (по)слушай­(те) и др.
1) нет / они они обязаны приносить сдачу / *П а дальше если ты желаешь / *П ты им оставляешь // @ *Н // @ *П и отдаешь им обратно // # *Н мы не уходили / а сидели там ещё / понимаешь;
2) я уже думал / может опять отправить их одних // *П всё-таки с ребёнком / там море такое знаешь (...) опасное;
3) я доверчивая / видишь мне можно (...) всё что угодно сказать // # никто бы не разрешил такое сделать / ты чего;
4) ну вот смотри / получается тринадцать оклад / но это уже после испытательного срока;
5) слушай / я тебя хотела спросить / я тебе звонила (э...э) это (...) баклажаны / как готовить.
При детальном анализе употреблений данных слов удалось установить, что они полифункциональны и вариативны. Среди функций, выполняемых подобными словами, можно выделить дискурсивную, поисковую, хезитативную и, конечно, метакоммуникативную. Часто исследуемые слова сопровождаются частицами вот, да, ну, или местоименными словами что, какой, сколько, образуя при этом особые указательно-риторические конструкции. Подобное разнообразие функций позволяет нам взглянуть на контактные слова и с точки зрения прагматикализации, и с точки зрения грамматики конструкций.
Кроме того, слова знаешь, понимаешь и видишь могут являться результатом метакогнитивных процессов, которые позволяют человеку осознавать содержание как собственной памяти, внимания, мышления, так и представлять содержание сознания другого человека. Следовательно, подобные слова могут выражать намерение относительно коммуниканта (например, намерение добиться одинакового восприятия и понимания информации).
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее полно описать глаголы, привлекающие внимание адресата к высказыванию, можно лишь используя термины разных направлений лингвистики: грамматики конструкций, теории речевых актов, прагмалингвистики.