«Зеленая поросль Америки» Ч. Райха как знаковый текст американской контркультуры
Ксения Михайловна Семенихина
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
215-а
2015-04-06
17:50 -
18:10
Ключевые слова, аннотация
Социолог, профессор Йельского университета Чарльз
Райх в книге «Зеленая поросль Америки» описывает три типа сознания, характерные
для американского общества. Особое предпочтение он отдает третьему типу сознания, присущему зародившейся контркультуре,
бунтарской молодежи 1960-х. В докладе описываются художественные
особенности текста, объясняется, почему на фоне прочих социологических
трактатов именно эта книга снискала популярность, и анализируется, насколько правдоподобна
и осуществима предложенная Райхом программа по спасению Америки от тирании
корпоративного государства и машинной техники.
Тезисы
Опубликованная в 1970 году работа профессора Йельского
университета Чарльза Райха «Зеленая поросль Америки» может считаться
знаковым текстом американской контркультуры. В 1940-1960-е годы в США
наблюдается подъем интереса к социологии, причина тому – формирование общества
потребления, растущая потребность в исследовании этого феномена. В сравнении с
известными работами американских социологов этого периода («Одиночество
в толпе» Д. Ризмена, «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек» Г. Маркузе),
предназначенных главным образом для специалистов, «Зеленая поросль Америки», ставшая
бестселлером в год своей публикации, – классический пример научно-популярной
литературы. Она предназначена не только академическим кругам, но и широкому
читателю, в первую очередь многочисленному среднему классу. Текст сочетает
разные типы дискурса: научный, публицистический, пропагандистский,
художественный. Для
иллюстрации тезисов Райх прибегает к примерам из реальной жизни, обращается к
художественной литературе (например, кризис в мировоззрении современного ему
общества выражается в романах Джеймса Джонса, Филипа Рота, фильмах Рауля
Уолша).
В основе концепции книги – выделенные Райхом три основных типа сознания, бытующих в современной Америке: уходящее в прошлое индивидуалистическое сознание первых колонистов и пионеров, современное сознание «офисных тружеников» – «колесиков и винтиков» в машине государства-корпорации и новый, нарождающийся тип сознания, характерный для молодежной контркультуры. Носители этого сознания, за которым, по Райху, стоит будущее – бунтарская молодежь 1960-х, не принимавшая ценностей общества потребления, в частности студенты его семинаров, которые были участниками «университетской революции». Книга Райха, подводящая своеобразный итог «бурных шестидесятых» – не только акт рефлексии, но и феномен социальной практики. Райх стремится сподвигнуть своего читателя к действию, предлагает конкретный план отказа от современного общества с диктатом корпоративного государства и машинной техники и созидания общества альтернативного, основанного на противоположных ценностях. В этом плане по спасению человечества и его культуры присутствуют черты утопии; критика же корпоративного государства отчетливо воспроизводит топику антиутопии / дистопии. «Интеллектуальный бестселлер» Райха получил не только положительные отзывы и рецензии: книгу критиковали в прессе за наивность и отрыв от действительности, особенно по истечении некоторых лет, когда наступила пора подводить итоги и определить значение культурной революции (CBC News, The New Criterion). Сам автор «Зеленой поросли Америки» в автобиографии «Волшебник из Болинас Риф»(1976) дает оценку собственному «типу сознания» и признается, что работа над книгой преследовала и терапевтические цели.
В основе концепции книги – выделенные Райхом три основных типа сознания, бытующих в современной Америке: уходящее в прошлое индивидуалистическое сознание первых колонистов и пионеров, современное сознание «офисных тружеников» – «колесиков и винтиков» в машине государства-корпорации и новый, нарождающийся тип сознания, характерный для молодежной контркультуры. Носители этого сознания, за которым, по Райху, стоит будущее – бунтарская молодежь 1960-х, не принимавшая ценностей общества потребления, в частности студенты его семинаров, которые были участниками «университетской революции». Книга Райха, подводящая своеобразный итог «бурных шестидесятых» – не только акт рефлексии, но и феномен социальной практики. Райх стремится сподвигнуть своего читателя к действию, предлагает конкретный план отказа от современного общества с диктатом корпоративного государства и машинной техники и созидания общества альтернативного, основанного на противоположных ценностях. В этом плане по спасению человечества и его культуры присутствуют черты утопии; критика же корпоративного государства отчетливо воспроизводит топику антиутопии / дистопии. «Интеллектуальный бестселлер» Райха получил не только положительные отзывы и рецензии: книгу критиковали в прессе за наивность и отрыв от действительности, особенно по истечении некоторых лет, когда наступила пора подводить итоги и определить значение культурной революции (CBC News, The New Criterion). Сам автор «Зеленой поросли Америки» в автобиографии «Волшебник из Болинас Риф»(1976) дает оценку собственному «типу сознания» и признается, что работа над книгой преследовала и терапевтические цели.