Канон биографии в романе Германа Гессе «Игра в бисер»
Полина Андреевна Николаева
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
191
2015-04-08
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе мы хотим рассмотреть
роман Г. Гессе «Игра в бисер» как итог продолжительной
творческой рефлексии автора на тему
биографии, форму жизнеописания,
им изобретенную и ставшую востребованным трафаретом мироощущения
для нескольких поколений читателей. Поставленная задача позволяет увидеть роман под неожиданным углом,
выдвигая на передний план форму его
организации, а не оттенки смысла, как
правило, занимающие исследователей его
творчества. Это поможет более полно и
наглядно понять культурное значение
творчества Гессе как автора первой
половины XX века.
Тезисы
Герман
Гессе писал свой итоговый роман «Игра
в бисер» на протяжении 30-х годов. Это
время, когда традиция и представление
о жизни человека, в частности его
биографии, переживали слом в связи с
трагическими, беспрецедентными по
масштабу событиями первой мировой
войны. В этот момент жанр биографии в
литературе приобрел огромную популярность
и получил широкое распространение также в Германии.
Несмотря на то, что литературная проблема биографии – одна из широко исследованных научных областей, нам не удалось найти примеров рассмотрения творчества Германа Гессе через призму биографического канона. Этот шаг кажется нам логичным, так как в своем творчестве Гессе тяготел к форме жизнеописания и именно таким образом построен его главный роман – «Игра в бисер».
В своем исследовании мы хотим рассмотреть роман «Игра в бисер» как итог продолжительной творческой рефлексии автора на тему биографии, форму жизнеописания, им изобретенную и ставшую востребованным трафаретом мироощущения для нескольких поколений читателей. В докладе мы хотим проанализировать черты биографического канона в романе «Игра в бисер» и попробовать обосновать выбор Гессе именно этой формы, исходя из творческих и интеллектуальных установок автора.
Поставленная задача позволяет увидеть роман Гессе «Игра в бисер» под неожиданным углом, выдвигая на передний план форму его организации, а не оттенки смысла, как правило, занимающие исследователей его творчества. Это поможет более полно и наглядно понять культурное значение творчества Гессе как автора первой половины двадцатого века.
Несмотря на то, что литературная проблема биографии – одна из широко исследованных научных областей, нам не удалось найти примеров рассмотрения творчества Германа Гессе через призму биографического канона. Этот шаг кажется нам логичным, так как в своем творчестве Гессе тяготел к форме жизнеописания и именно таким образом построен его главный роман – «Игра в бисер».
В своем исследовании мы хотим рассмотреть роман «Игра в бисер» как итог продолжительной творческой рефлексии автора на тему биографии, форму жизнеописания, им изобретенную и ставшую востребованным трафаретом мироощущения для нескольких поколений читателей. В докладе мы хотим проанализировать черты биографического канона в романе «Игра в бисер» и попробовать обосновать выбор Гессе именно этой формы, исходя из творческих и интеллектуальных установок автора.
Поставленная задача позволяет увидеть роман Гессе «Игра в бисер» под неожиданным углом, выдвигая на передний план форму его организации, а не оттенки смысла, как правило, занимающие исследователей его творчества. Это поможет более полно и наглядно понять культурное значение творчества Гессе как автора первой половины двадцатого века.