Соотношение литературного и кинематографического текста (на материале образа собора в фильме А. Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»)
Алевтина Дмитриевна Грунтовская
Докладчик
студент 4 курса
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
4-у
2015-04-07
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе на материале одного эпизода фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (режиссер А. Хржановский) проанализировано, каким образом литературные образы и данные биографических источников трансформируются в кинотексте. Мы устанавливаем, как художественное воплощение образа Спасо-Преображенского собора в фильме связано с отношением поэта к религии и философии, отражённым в его художественных текстах и интервью. Также нами затрагивается проблема принципиальной неразговорчивости Иосифа Бродского на тему религии и то, как это отражается на раскрытии данной темы.
Тезисы
Для
того, чтобы рассмотреть интертекстуальные связи образа Спасо-Преображенского
собора в фильме, мы сочли необходимым воссоздать связанную с религией часть
картины мира поэта, попытаться определить его отношение к религии и Богу,
опираясь на его художественные и публицистические тексты.
Вера
и агностицизм всегда соседствовали у Иосифа Бродского, но поэт не любил
говорить на тему религии. Иосиф Бродский не получил религиозного воспитания, основы
веры не были заложены в него в готовом виде, он осваивал все сам. Бродский
говорил, что Библию впервые взял в руки в двадцать три года. Говоря о религиозном и
философском мировоззрении Бродского, нельзя не упомянуть о традициях платонизма
и неоплатонизма, но найти у него выпады против этих традиций не составит труда.
Его стремление к философским концепциям было
обусловлено прежде всего «историко-культурной ситуацией».
Художественное
воплощение вопроса религии и веры нашло отражение в многочисленных произведениях Иосифа
Бродского. Насколько он не любил рассуждать на эту тему с окружающими людьми,
настолько полно он раскрыл ее в своих произведениях. Иосиф Бродский не был приверженцем
религиозных ритуалов или формальных богослужений. Для него вера была явлением
внутренней жизни, а не внешним атрибутом, поэтому особых тяги к церкви
как к «месту совершения христианских ритуалов» он не имел. Эта тема нечасто
поднималась в его интервью, но в художественных текстах Бродский со всей
полнотой отразил свое религиозное мировоззрение. Оно часто колеблется: от
атеизма, горечи и негодования по отношению к вере до беззаветного отречения от
себя и прославления Бога всемогущего и всекарающего. Здесь же нужно сказать и о
зачастую эклектичном сочетании элементов философских традиций и философских
школ с религиозными канонами у Бродского.
Все вышесказанное относительно веры и религии в жизни Иосифа Бродского так или иначе нашло отражение в фильме. Художественное повествование в фильме показывает реальное отношение Бродского к религии. Бродский не любил высказываться о религии, и режиссер учел его жизненное правило и не стал подробно и описательно развивать тему религии в фильме. И только на примере одного-единственного отрывка режиссер заостряет внимание читателя на этой теме – это эпизод, связанный со Спасо-Преображенским собором. Образ собора появляется в фильме лишь однажды, в самом его начале, и является важным примером интертекстуальности в фильме. Он связан с образами из автобиографического эссе поэта, основан на информации из интервью и других текстов, посвященных Бродскому. Режиссёр фильма синтезирует материал, имеющий отношение к взглядам Бродского на религию, и выстраивает художественный образ, вписывающийся в фильм о поэте.
Все вышесказанное относительно веры и религии в жизни Иосифа Бродского так или иначе нашло отражение в фильме. Художественное повествование в фильме показывает реальное отношение Бродского к религии. Бродский не любил высказываться о религии, и режиссер учел его жизненное правило и не стал подробно и описательно развивать тему религии в фильме. И только на примере одного-единственного отрывка режиссер заостряет внимание читателя на этой теме – это эпизод, связанный со Спасо-Преображенским собором. Образ собора появляется в фильме лишь однажды, в самом его начале, и является важным примером интертекстуальности в фильме. Он связан с образами из автобиографического эссе поэта, основан на информации из интервью и других текстов, посвященных Бродскому. Режиссёр фильма синтезирует материал, имеющий отношение к взглядам Бродского на религию, и выстраивает художественный образ, вписывающийся в фильм о поэте.