« (...) как это (...) » как один из способов метакомментирования в устной речи
Татьяна Андреевна Верховцева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2015-04-08
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен вопросу функционирования в устной речи единицы (…) как это (…). Материалом для анализа послужили контексты с интересующей единицей, отобранные из Национального корпуса русского языка (устный подкорпус) и Звукового корпуса русского языка (блок «Один речевой день»). В ходе анализа были выявлены такие некодифицированные функции, как рефлексив и маркер нетривиальности последующей реплики. В докладе представлены первые результаты анализа корпусного материала, которые могут быть использованы при работе над лексикографическим описанием устной спонтанной речи.
Тезисы
Хезитационные
явления разного рода можно признать
одной из особенностей устной спонтанной
речи. Они возникают естественно в самой
ситуации речепорождения, когда говорящий
вынужден говорить и думать одновременно,
при этом подбирать подходящие для
коммуникации слова или выражения.
Показателями такого рода сомнений
говорящего в речи могут служить различные
маркеры. В докладе конкретным
предметом анализа является единица
(…) как это (…).
Материалом послужили контексты с
интересующей единицей, отобранные из Национального
корпуса русского языка (устный подкорпус) и Звукового
корпуса русского языка (блок «Один
речевой день»). С помощью данной единицы
говорящий может вербализовать свое
отношение к собственной реплике или
свои затруднения в подборе следующего
слова или фрагмента речи. В первом
случае функцию такой единицы в речи
можно определить как рефлексив, когда
говорящий, найдя слово или выражение,
выражает свое отношение к результату
этого поиска, причем чаще всего остается
неуверенным, что нашел именно то, что
нужно, ср.:
1) мне кажется что вот / такие трудности всё-таки есть / во всяком случае я чувствую что вот / (э-э) меня не всегда понимают / что я хочу сказать // *П *В считают слишком заумным и(:) слишком абстрактным мыслящим / *П вот таким / оторванным от действительности / как это //;
2) были (э) как-то вот / (э) (...) вот эти / как их ? лямблии ? или как это ?
Кроме того, в ходе анализа были выявлены примеры, когда единица (…) как это (…) функционировала как препозиционный маркер нетривиальности последующей реплики, ср.:
3) ну посмотрим / посмотрим чего там как // *П ой-ой-ой / *П ну (:) знаете / как это / вашими устами / да мед пить /;
4) в натуре катарсис чувствуешь // как это блин () Грачева говорила надо // *В очищение через страдание //.
В приведенных контекстах найденной оказывается целая фраза или устойчивое выражение (вашими устами / да мед пить; очищение через страдание). Можно предположить, что говорящий искал именно такую образную формулировку своей мысли, поэтому и в своей речи привлек к ней внимание собеседника.
Таким образом, можно сказать, что подобные наблюдения над единицами устной речи позволяют выявить особенности их функционирования. Результаты такого анализа корпусного материала могут быть использованы в дальнейшем при работе над лексикографическим описанием устной спонтанной речи.
1) мне кажется что вот / такие трудности всё-таки есть / во всяком случае я чувствую что вот / (э-э) меня не всегда понимают / что я хочу сказать // *П *В считают слишком заумным и(:) слишком абстрактным мыслящим / *П вот таким / оторванным от действительности / как это //;
2) были (э) как-то вот / (э) (...) вот эти / как их ? лямблии ? или как это ?
Кроме того, в ходе анализа были выявлены примеры, когда единица (…) как это (…) функционировала как препозиционный маркер нетривиальности последующей реплики, ср.:
3) ну посмотрим / посмотрим чего там как // *П ой-ой-ой / *П ну (:) знаете / как это / вашими устами / да мед пить /;
4) в натуре катарсис чувствуешь // как это блин () Грачева говорила надо // *В очищение через страдание //.
В приведенных контекстах найденной оказывается целая фраза или устойчивое выражение (вашими устами / да мед пить; очищение через страдание). Можно предположить, что говорящий искал именно такую образную формулировку своей мысли, поэтому и в своей речи привлек к ней внимание собеседника.
Таким образом, можно сказать, что подобные наблюдения над единицами устной речи позволяют выявить особенности их функционирования. Результаты такого анализа корпусного материала могут быть использованы в дальнейшем при работе над лексикографическим описанием устной спонтанной речи.