XVIII Международная конференция студентов-филологов

Формирование коммуникативной компетенции на уроках РКИ (на материале аудио- и письменных рекламных текстов)

Надежда Анатольевна Сычёва
Докладчик
магистрант 2 курса
Тюменский государственный университет

215-а
2015-04-09
14:35 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются преимущества коммуникативно-ориентированного подхода при обучении русскому языку как иностранному на материалах аудио- и печатных рекламных текстов. Даются рекомендации по работе с данными видами текстов на уроках РКИ, предлагается блок упражнений для развития коммуникативных навыков студентов.

Тезисы

Образовательный процесс для иностранных студентов может протекать со сложностями, возникающими из-за разнообразных трудностей в языковом отношении. Следовательно, без овладения коммуникативными компетенциями невозможен успешный процесс обучения и формирование настоящего профессионала, отвечающего требованиям современного рынка труда.
Коммуникативно-ориентированная методика обучения РКИ направлена на создание на занятиях всевозможных ситуаций, которые будут максимально приближены к реальным, естественным, а также на формирование у студентов как учебных, так и внеучебных навыков владения языком, что достигается обращением к аутентичным, реально встречающимся в окружающей обстановке, текстам и погружением в естественную языковую среду. Именно поэтому на занятиях РКИ много внимания уделяется устной разговорной речи и художественной литературе. Но стоит отметить, что при выходе за пределы учебной аудитории студенты встречаются с большим количеством разнообразных текстов, смысл которых им не всегда понятен. К таким текстам можно отнести аудио- и печатные рекламные тексты, которые отражают все изменения, происходящие в русском языке, поэтому их использование при обучение РКИ мы считаем обоснованным.
Наиболее важным аспектом коммуникативного подхода можно назвать работу студентов в малых группах и в парах. Преподаватель на занятиях РКИ создает всевозможные ситуации, в которых учащиеся смогут использовать имеющиеся знания языка в реальном речевом общении. Такой вид работы дает студентам возможность преодолеть языковой барьер и научиться находить ошибки в своей речи и в речи своего собеседника, при этом самостоятельно исправляя их. При обсуждении самых разнообразных тем учащиеся могут проработать максимальное количество вариантов речевых конструкций для наиболее полного и понятного выражения мысли. Можно предложить разыграть ситуацию телефонного разговора агента, предлагающего услугу подключения скоростного интернета, и потенциального покупателя, при этом один из учеников играет роль звонящего, другой – отвечающего на звонок.
Не менее важным является аудирование как один из основных видов речевой деятельности, представляющий собой восприятие акустических сигналов и их понимание. Именно аудирование оказывает огромное влияние на формирование у иностранцев навыков говорения, чтения и письма. Преподаватель может предложить студентам прослушать рекламную аудиозапись, а затем раздать печатный текст этой аудиозаписи с пропущенными в ней словами. Задача студентов – заполнить эти пропуски.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что рекламные аудио- и печатные тексты служат отличным материалом для обучения коммуникативному аспекту РКИ, в силу использования наиболее часто употребляемых речевых конструкций и отражения изменений, происходящих в современном русском языке.