Описание фонетических критериев неискренности
Екатерина Михайловна Шилова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
157
2015-04-09
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Установить искренность высказывания, основываясь исключительно на оценке голосовых характеристик говорящего, без учёта его физиологического состояния и невербального поведения, на данный момент представляется задачей почти невозможной. Однако фонетические характеристики являются неотъемлемым элементом при проведении анализа правдивости / лживости высказывания. В данном докладе рассматриваются такие фонетические критерии, как паузация и тональные характеристики голоса и описывается их взаимосвязь с проявлением скрытых намерений.
Тезисы
По тому,
как человек произносит слова – по фонетической составляющей речи, – можно понять,
взволнован ли он. Явные признаки: проглатывание и нечеткость звуков, иногда –
заикание. Однако если волнение скрытое, то этих сигналов может не быть. Чтобы
не выдать себя, собеседник прячет истинную эмоцию, заменяя ее ложной. Опытный
манипулятор постарается не выдать себя и минимизирует эмоциональность своей
речи, создаст иллюзию спокойного, неэмоционального речевого потока.
Наиболее распространенными признаками обмана являются паузы. Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Заминки перед словами, особенно если это происходит при ответе на вопрос, всегда наводят на подозрения. Подозрительны и короткие паузы в процессе самой речи, если они встречаются слишком часто. Признаками обмана также могут быть паузы хезитации, заполненные междометиями, повторы, лишние слоги.
Тон голоса также может выдавать обман. Эмоциональные изменения голоса скрыть нелегко. Если лгут главным образом о непосредственно испытываемых в момент произнесения лжи эмоциях, шансы, что произойдет утечка информации, достаточно велики. Если целью лжи является сокрытие страха или гнева, голос будет выше и громче, а речь, возможно, быстрее. Прямо противоположные изменения голоса могут выдать чувство печали, которое пытается скрыть обманщик. При внезапном возникновении эмоций звук голоса может также выдавать ложь, не направленную на сокрытие эмоционального состояния. Боязнь разоблачения непременно отразится на голосе.
Однако не следует всякое проявление эмоций в голосе интерпретировать как свидетельство обмана. Правдивый человек, боясь, что ему не поверят, может из-за этого повышать голос, так же как и лжец, боящийся быть уличенным.
Как голосовые признаки эмоций, например высота голоса, не всегда отмечают ложь, так и отсутствие их не всегда доказывает правдивость. Бесстрастный голос не обязательно свидетельствует и о правдивости; некоторые люди никогда не проявляют своих эмоций, по крайней мере, в голосе. И даже эмоциональные люди в определенных случаях могут лгать, не проявляя эмоций.
Наиболее распространенными признаками обмана являются паузы. Паузы могут быть слишком продолжительными или слишком частыми. Заминки перед словами, особенно если это происходит при ответе на вопрос, всегда наводят на подозрения. Подозрительны и короткие паузы в процессе самой речи, если они встречаются слишком часто. Признаками обмана также могут быть паузы хезитации, заполненные междометиями, повторы, лишние слоги.
Тон голоса также может выдавать обман. Эмоциональные изменения голоса скрыть нелегко. Если лгут главным образом о непосредственно испытываемых в момент произнесения лжи эмоциях, шансы, что произойдет утечка информации, достаточно велики. Если целью лжи является сокрытие страха или гнева, голос будет выше и громче, а речь, возможно, быстрее. Прямо противоположные изменения голоса могут выдать чувство печали, которое пытается скрыть обманщик. При внезапном возникновении эмоций звук голоса может также выдавать ложь, не направленную на сокрытие эмоционального состояния. Боязнь разоблачения непременно отразится на голосе.
Однако не следует всякое проявление эмоций в голосе интерпретировать как свидетельство обмана. Правдивый человек, боясь, что ему не поверят, может из-за этого повышать голос, так же как и лжец, боящийся быть уличенным.
Как голосовые признаки эмоций, например высота голоса, не всегда отмечают ложь, так и отсутствие их не всегда доказывает правдивость. Бесстрастный голос не обязательно свидетельствует и о правдивости; некоторые люди никогда не проявляют своих эмоций, по крайней мере, в голосе. И даже эмоциональные люди в определенных случаях могут лгать, не проявляя эмоций.