Концерт койнасского хора как перформанс
Вера Константиновна Никитина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2015-04-09
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен описанию концерта хора,
записанного в рамках фольклорной экспедиции летом 2014 года в селе
Койнас Лешуконского района Архангельской области. Сравнение исполнения
песенных фольклорных жанров на концерте и во время застолья дает
возможность охарактеризовать, с одной стороны, конвенцию «сценичности»,
которая включает унификацию внешнего вида певиц, манеры пения и даже
способа дышать. С другой, анализ интервью с участницами хора позволяет
описать коллективное выступление как доступ к социальному престижу и
удовлетворению индивидуальной потребности в творчестве.
Тезисы
В
рамках фольклорной практики летом 2014 года в селе Койнас Лешуконского района
Архангельской области участниками экспедиции было записано выступление фольклорного
хора. Хор существует с 1954 года. На данный момент в нем состоит семь женщин.
Материалом исследования стали аудио- и видеозаписи концерта и интервью с участницами хора.
Целью работы было описание особенностей перформанса, концертного репертуара и личных потребностей исполнителей. К поставленным задачам относятся: характеристика структуры концерта, социального взаимодействия участников; сравнение особенностей спонтанного и сценического взаимодействия.
Важным оказывается то, что драматургическое действие, каким является сценическое выступление, рассматривается как результат совместных усилий людей. На основании разделения Лорой Олсон (Performing Russia and Russian Identity. New York, London. 2004.) фольклора и фольклоризма или – более узко – спонтанного и сценичного взаимодействия я сравнила способ взаимодействия на сцене и в неформальной обстановке.
В результате исследования выяснилось, что в высказываниях участниц о выступлении отражено два взгляда: один – подразумевающий точку зрения стороннего наблюдателя или зрителя, другой – учитывающий личностные стратегии поведения и индивидуальное творческое начало. Анализ репертуара и интервью приводит к мысли, что при хоровом исполнении народных песен на сцене певицам в полной мере не удаётся проявить индивидуальный характер. Однако коллективное выступление дает доступ к социальному и эмоциональному благам: престижу, удовлетворению потребности в творчестве. Это достигается за счет конвенции «сценичности», унифицирующей внешний вид исполнительниц, манеру исполнения и даже способ дышать.
Целью работы было описание особенностей перформанса, концертного репертуара и личных потребностей исполнителей. К поставленным задачам относятся: характеристика структуры концерта, социального взаимодействия участников; сравнение особенностей спонтанного и сценического взаимодействия.
Важным оказывается то, что драматургическое действие, каким является сценическое выступление, рассматривается как результат совместных усилий людей. На основании разделения Лорой Олсон (Performing Russia and Russian Identity. New York, London. 2004.) фольклора и фольклоризма или – более узко – спонтанного и сценичного взаимодействия я сравнила способ взаимодействия на сцене и в неформальной обстановке.
В результате исследования выяснилось, что в высказываниях участниц о выступлении отражено два взгляда: один – подразумевающий точку зрения стороннего наблюдателя или зрителя, другой – учитывающий личностные стратегии поведения и индивидуальное творческое начало. Анализ репертуара и интервью приводит к мысли, что при хоровом исполнении народных песен на сцене певицам в полной мере не удаётся проявить индивидуальный характер. Однако коллективное выступление дает доступ к социальному и эмоциональному благам: престижу, удовлетворению потребности в творчестве. Это достигается за счет конвенции «сценичности», унифицирующей внешний вид исполнительниц, манеру исполнения и даже способ дышать.