XVIII Международная конференция студентов-филологов

О типологии героя времени в прозе Захара Прилепина (от «Патологий» до «Обители»)

Людмила Сергеевна Таранухина
Докладчик
студент 5 курса
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

188
2015-04-08
19:20 - 19:40

Ключевые слова, аннотация

Автор доклада видит свою задачу в выявлении типологии героев наиболее знаковых произведений Захара Прилепина: «Патологии» (2004), «Санькя» (2006), «Черная обезьяна» (2011) и «Обитель» (2014). Анализ характеров и обстоятельств в романах писателя позволяет говорить и об автобиографизме этих произведений, и о стремлении писателя создать образ времени и образ героя времени. Но одновременно прилепинский тип  героя представляет вариант того характерного для русской литературы героя, который «пришел в мир, чтобы не соглашаться».

Тезисы

Захар Прилепин – яркий пример «писателя с биографией». Его произведения во многом автобиографичны: судьбой и чертами самого автора наделяются и герои его романов. Несомненное духовное родство героев знаковых произведений писателя позволяет говорить о «прилепинском» типе героя, которого одновременно можно рассматривать и как «героя времени», как «портрет» того поколения, к которому принадлежит и сам писатель. Но столь же правомерно говорить о том, что, создавая героя, всегда готового противостоять несправедливости мироустройства, наделенного нравственной неуспокоенностью, Прилепин следует и традиции классической русской литературы, явившей немало героев-бунтарей, «пришедших в мир, чтобы не соглашаться». Анализ знаковых романов Прилепина обнаруживает неизменное стремление писателя представлять своего героя в кризисных ситуациях, причем разного рода (локальная война, столкновение с органами правопорядка во время митинга, смерть близких, Соловки). Герои раскрываются не в будничной жизни, а именно тогда, когда оказываются так или иначе перед лицом смерти (своей или близких), обнаруживая и духовную силу, и нерешительность, но главное – неизменное стремление «тратить вещество жизни». Упоенно «занимаясь революцией», любого рода противостоянием с несправедливостью, свою «брутальную нежность» они всегда готовы дарить близким людям. Прилепинские герои и сами «ищут бури»: это единственно соответствующее их характеру и мироощущению состояние жизни. Герои Прилепина в полной мере наделены той же нетерпимостью к несправедливости и готовностью противостоять ей действием, которое отличает жизненное поведение самого Прилепина. При всей непохожести друг на друга герои исследованных произведений представляются выразителями разных граней по сути одного и того же характера. Вместе они представляют собой некий собирательный образ своеобразного «героя времени» – человека, ищущего в себе силы что-то менять в ужасающей его действительности, но не всегда способного это сделать. В большей или меньшей степени, в пределах собственной жизни или в масштабах целой страны –  все зависит, как убеждает нас писатель, от мощи характера, от обстоятельств, от силы желания. Присутствие в современной литературе «прилепинского» героя времени заставляет нас остро ощущать трагизм времени – недавнего прошлого и дня сегодняшнего и неустанно размышлять вместе с автором о необходимости деятельного участия в жизни Отечества.