Феномен куклы в романе Д. Рубиной «Синдром Петрушки»
Алена Сергеевна Пономарева
Докладчик
студент 4 курса
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
188
2015-04-08
19:00 -
19:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен роману Д. Рубиной «Синдром Петрушки». Цель исследования — выяснить функции куклы в романе: являются ли они традиционными и как они влияют на основной сюжет произведения.
Тезисы
Антропоморфная природа куклы интересовала многих авторов в мировой литературе, в том числе и русской («Три толстяка» Ю. Олеши, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого). Роман Д. Рубиной «Синдром Петрушки» вписывается в эту традицию. В романе рассматривается тема гениальности человека, его страстной увлеченности определенным занятием. Кукла в романе обладает несколькими традиционными для литературы функциями: человек как механическая кукла, ребенок как кукла, кукла как нечто устрашающее и др. В романе эпохи постмодерна у куклы появляются некоторые новые функции, например функция формирования образа города как кукольного театра. Весь роман построен на символике кукольного театра. Главный герой и все, что вокруг него, сопоставляется с кукольным миром. Строится оппозиция живого-неживого, кукольного-человеческого. В «Синдроме Петрушки» ставится вопрос о возможности выхода героя из его мира. Все, кроме него, хотят покинуть этот кукольный мир и считают «безумной» его привязанность к куклам.