XVIII Международная конференция студентов-филологов

Библейские цитаты и их влияние на стиль Жития Стефана Пермского

Михаил Павлович Гильман
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2015-04-07
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается роль библейских цитат в поэтической организации Жития Стефана Пермского. Освещен вопрос соотношения двух стилей в тексте - библейского и собственного. Особенное внимание уделено цитатам из псалмов, которые преобладают в интертекстуальном плане Жития. Кроме того, будет критически разобрана существующая литература по этому вопросу, главным образом работы зарубежных исследователей Р. Пиккио и Ф. Вигзел. 

Тезисы

К настоящему времени сложилась богатая научная литература, посвященная проблеме использования библейских цитат древнерусскими авторами. В отношении Жития Стефана Пермского преобладает мнение, согласно которому отбор библейского текста для цитирования производился без предварительного анализа, а расхождения, имеющиеся между Житием и Библией, объясняются ошибками Епифания Премудрого. 
Между тем внимательное изучение источников (здесь это прежде всего Псалтырь) и сопоставление их с текстом самого Жития позволяют обнаружить несколько признаков, характерных для интертекстуальной техники Епифания Премудрого, которые косвенно свидетельствуют о тщательном отборе цитируемого материала, проделанном автором Жития.
Это тяготение к структурной организации цитат сказалось на всех аспектах поэтики. Так, на лексическом уровне была обнаружена склонность Епифания Премудрого к внедрению в скопления библейского текста словесных повторов: если несколько цитат из Библии (почти всегда это псалтырные стихи) идут в тексте Жития одна за другой, то сами эти цитаты отбираются и группируются таким образом, чтобы фрагменты, содержащие одно и то же слово, оказались соседними. Вместе с тем хорошо известно, что ориентация на лексические повторы характерна для поэтики далеко не всех псалмов. Следовательно, Епифаний Премудрый сознательно подбирал стихи, которые бы имели общую лексему, а следом группировал их.
Аналогичные наблюдения можно сделать и над другими областями поэтики. Библейские цитаты, попадая в текст Жития, вовлекаются в искусственные звуковые повторы, подвергаются синтаксическим и грамматическим изменениям, корректируются и приводятся в смысловое соответствие с окружающим их контекстом. Все эти процессы, как уже было сказано, не могли проходить без сознательного стремления автора к вмешательству в библейский оригинал.
Основная гипотеза, которая будет предложена слушателям доклада, состоит в том, что Епифаний последовательно уничтожал стилистические швы на стыках между библейским текстом и своим «извитием словес».