«Четыре сезона» как литературная стратегия: от Джеймса Томсона к Роберту Блумфилду
Алсу Аббасовна Акмальдинова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
191
2015-04-08
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен двум произведениям, написанным в Англии с интервалом в 70 лет и объединенным восходящей к античной литературе темой четырех сезонов: «Временам года» Джеймса Томсона и «Фермерскому мальчику» Роберта Блумфилда. Предпринята попытка понять, почему обе поэмы, несмотря на различия в трактовке темы, несопоставимость контекста их появления и социального положения их авторов, в свое время вызвали живейший интерес публики. Выявляется взаимосвязь между «секретом успеха» и тематикой «Времен года» и «Фермерского мальчика». Особый акцент сделан на обработке Блумфилдом томсоновского сюжета.
Тезисы
1. «Времена года» Джеймса Томсона (1730) и «Фермерский мальчик» Роберта Блумфилда (1800) были опубликованы с интервалом в семьдесят лет, при этом Блумфилд открыто ориентировался на старшего поэта, обратившись к теме четырех сезонов и выстроив свою поэму по тому же структурному принципу, что и Томсон. Существенное отличие от поэмы Томсона состояло в том, что в «Фермерском мальчике» смена времен года была показана на более конкретном материале деревенской жизни; все четыре части произведения были связаны единым сюжетом (труд мальчика по имени Джайлс на ферме в течение года), имеющим автобиографическую основу.
2. Несмотря на все различия между поэмами, по выходе в свет обе стали объектами пристального читательского внимания и снискали известность не только в Англии, но и за ее пределами. Особый интерес представляет судьба поэмы Блумфилда. Существующие на данный момент интерпретации этого текста (как романтического произведения, как провозвестника пролетарской поэзии, как образца «нарратива восстановления» etc.) не объясняют в полной мере причин того, почему написанная простым работником сапожной мастерской поэма, отвергнутая почти всеми издателями, неожиданно прославила ее автора и тем самым повторила судьбу «Времен года».
3. Попытка раскрыть «секрет успеха» поэмы Блумфилда требует опровержения мифа о поэте как о наивном певце деревенской жизни: в действительности он позиционировал себя не как простодушного сельского жителя, а как полноправного гражданина republic of letters. Письма Блумфилда и подробности его биографии свидетельствуют о том, что он прекрасно осознавал условность пасторального мифа.
4. Соответственно, трансформация томсоновского сюжета смены сезонов в поэме Блумфилда носила совершенно осознанный характер и напрямую была связана с рядом социально-экономических процессов в Англии конца XVIII — начала XIX вв. (прежде всего с массовым исходом крестьян в города и «опустошением» сельской местности).
5. Таким образом, Блумфилду удалось создать новую поэтику изображения сельской местности, в равной степени далекую и от традиционной пасторали, и от резкой критики социальной действительности. Устойчивая, привычная поэтическая форма подрывается изнутри и постепенно разрушается, причем делается это незаметно, с помощью использования целого ряда приемов и поэтических ходов (среди них — замена «дальнего» плана изображения «средним», переключение внимания с абстрактных крестьян на конкретного фермерского работника, педалирование мотива физической смерти etc.). В результате этих манипуляций образ Природы приобретает кардинально новое звучание. Приспособление классического на тот момент сюжета к новым реалиям, переосмысление томсоновской традиции и конструирование мифа о «наивном» авторе — все эти факторы, на наш взгляд, определили успех поэмы Блумфилда.