Реализация коммуникативной тактики «Снижение имиджа» в имиджевом дискурсе
Анастасия Сергеевна Швецова
Докладчик
магистрант 1 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
25
2015-04-08
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается моделирование имиджа при помощи коммуникативной
тактики «Снижение имиджа». На материале текстов СМИ о событиях,
происшедших в Томске, автор выявляет и анализирует специфику
использования данной коммуникативной тактики в рамках общей
коммуникативной стратегии «Создание положительного имиджа» и выделяет частные лингвистические приемы, посредством которых данная тактика реализуется. Выделяются основные формы
использования коммуникативной тактики «Снижение имиджа» в текстах СМИ.
Тезисы
Изучение моделирования имиджа как способа речевого воздействия с необходимостью приводит к вопросу о коммуникативных стратегиях и тактиках, выделяемых в лингвистической науке как неотъемлемый компонент деятельности речевого воздействия. Коммуникативная тактика является более частным вариантом коммуникативного процесса по сравнению с коммуникативной стратегией как общей основой коммуникативного поведения.
Тактика — способ речевого воздействия, представляющий собой совокупность языковых средств и в то же время путь реализации стратегии. Цель, поставленная в рамках стратегии, определяет выбор средств и приемов ее реализации, следовательно, речевая стратегия и тактика связаны как род и вид. Речевой приём состоит в выборе определённых языковых средств, с помощью которых реализуется главная задача коммуниканта.
В рамках исследования мы ставим своей целью рассмотреть коммуникативную (речевую) тактику «Снижение имиджа», используемую в рамках стратегии «Создание положительного имиджа», актуализированную в текстах, тематически отнесенных к освещению событий, происшедших в Томской области.
Тактика «Снижение имиджа» представлена введением в тексты отрицательной оценки действий субъектов, интересы которых расположены в одной сфере деятельности. Данная тактика реализуется при использовании приема противопоставления двух объектов для создания положительного имиджа.
В анализируемых текстах противопоставление происходит на нескольких уровнях.
1. Уровень мероприятий. Мероприятия в рамках форума существуют в оппозиции по цели: обсуждение проблем – развлекательные.
2. Событийный уровень. На уровне событий в текстах используются следующие оппозиции:
1) по месту проведения;
2) по тематике событий
4. Географический уровень. На уровне городов оппозиции строятся по направлению их основной деятельности: «Томск – Сколково».
Тактика «Снижение имиджа» вводится в тексты при помощи речевых приемов: использование оценочных прилагательных и причастий, ирония, использование прецедентных феноменов и аллюзий. Один из вариантов использования данной тактики — снижение имиджа своеобразных конкурентов и высвечивания на их фоне имиджа форума и Томска. Второй вариант — первоначальная негативная оценка форума, выражающаяся в сомнении в целесообразности события, и развенчание этой оценки по ходу развертывания статьи, что придает создаваемому положительному образу большую эффективность.
Тактика — способ речевого воздействия, представляющий собой совокупность языковых средств и в то же время путь реализации стратегии. Цель, поставленная в рамках стратегии, определяет выбор средств и приемов ее реализации, следовательно, речевая стратегия и тактика связаны как род и вид. Речевой приём состоит в выборе определённых языковых средств, с помощью которых реализуется главная задача коммуниканта.
В рамках исследования мы ставим своей целью рассмотреть коммуникативную (речевую) тактику «Снижение имиджа», используемую в рамках стратегии «Создание положительного имиджа», актуализированную в текстах, тематически отнесенных к освещению событий, происшедших в Томской области.
Тактика «Снижение имиджа» представлена введением в тексты отрицательной оценки действий субъектов, интересы которых расположены в одной сфере деятельности. Данная тактика реализуется при использовании приема противопоставления двух объектов для создания положительного имиджа.
В анализируемых текстах противопоставление происходит на нескольких уровнях.
1. Уровень мероприятий. Мероприятия в рамках форума существуют в оппозиции по цели: обсуждение проблем – развлекательные.
2. Событийный уровень. На уровне событий в текстах используются следующие оппозиции:
1) по месту проведения;
2) по тематике событий
4. Географический уровень. На уровне городов оппозиции строятся по направлению их основной деятельности: «Томск – Сколково».
Тактика «Снижение имиджа» вводится в тексты при помощи речевых приемов: использование оценочных прилагательных и причастий, ирония, использование прецедентных феноменов и аллюзий. Один из вариантов использования данной тактики — снижение имиджа своеобразных конкурентов и высвечивания на их фоне имиджа форума и Томска. Второй вариант — первоначальная негативная оценка форума, выражающаяся в сомнении в целесообразности события, и развенчание этой оценки по ходу развертывания статьи, что придает создаваемому положительному образу большую эффективность.