Праведники Ларса фон Триера: художественное пространство картин кинотрилогии «Золотое сердце»
Анна Николаевна Жаворонкова
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет, Управление по связям с общественностью
Санкт-Петербургский государственный университет, Управление по связям с общественностью
4-у
2015-04-06
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Работа посвящена исследованию творчества датского
кинорежиссер Ларса фон Триера. За основу для анализа кинотекста Триера были
взяты картины, объединенные режиссером в трилогию под названием «Золотое сердце»: «Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте», созданные
в период с 1996 по 2000 год. Центральное место в каждом из названных
фильмов занимает женщина, наделенная чертами блаженной. Генеральная идея
режиссера находит свое воплощение в изобразительно-выразительных средствах
кино. Среди основных из них мы выделили
приемы «лоскутного монтажа» и «живой
камеры».
Тезисы
Работа посвящена исследованию творчества Ларса фон Триера. Датского кинорежиссера постоянно сравнивают с Дали, манеру
письма которого критики не могли причислить ни к одному из существующих жанров,
ведь свой стиль мастер постоянно подвергал кардинальным изменениям. Нас заинтересовал момент
изменения творческого мышления режиссера фон Триера, ведущий за собой и трансформацию
изобразительно-выразательных средств, используемых мастером в своих картинах. За основу для анализа кинотекста фон Триера были взяты
фильмы, объединенные в трилогию под названием «Золотое сердце»: «Рассекая волны» (1996), «Идиоты» (1998), «Танцующая в темноте» (2000). Центральное место в каждом
из названных фильмов занимает женщина, наделенная чертами блаженной — искренняя
и непосредственная, свято верящая в любовь, своими действиями подсознательно
взывающая людей к состраданию и в итоге становящаяся жертвой «естественного
отбора». И здесь фон Триер прибегает к прямому цитированию, отсылая зрителей к
произведениям любимого писателя — Федора Достоевского. Сельма («Танцующая в
темноте»), Карен («Идиоты») и Бесс («Рассекая волны»,) являют собой, по Триеру,
ипостаси лишь одного персонажа — князя Мышкина из романа классика «Идиот».
Генеральная идея режиссера находит свое воплощение в
изобразительно-выразительных средствах кино. Так, среди основных приемов мы выделили прием «лоскутного
монтажа» — порядок следования кадров друг за другом в хаотичной
последовательности, — благодаря которому достигается эффект «грязного
изображения». Идеальное воплощение данный прием нашел в музыкальных вкраплениях
к «Танцующей в темноте», которые снимались с использованием ста
камер, установленных по разным точкам съемочной площадки.
Кроме того, в своей трилогии фон Триер прибегает к приему «живой камеры»: снимая «с плеча», режиссер стремится
приблизить картину к манере документального кино, полностью отказываясь от «красивостей» в кадре.
Использование этого приема фон Триером оправдано не только с
эстетической точки зрения, но и функционально: «живая камера» позволила ему не прекращать съемку, а актерам фильма - играть
без перерыва до тех пор, пока не будет достигнут идеальный результат. Камера
могла быть включенной на протяжении нескольких часов. Данный прием был
использован при съемках картин «Идиоты» и «Рассекая волны».
Таким образом, намеренный отказ фон Триера от «красивых
кадров», попытки добиться «грязного изображения» напрямую связаны со
сверхзадачей режиссера – воплотить в женских образах идеал абсолютной чистоты, лишенный
всего наносного, дать свое понимание феномену праведника в мировой культуре.