XVIII Международная конференция студентов-филологов

Праведники Ларса фон Триера: художественное пространство картин кинотрилогии «Золотое сердце»

Анна Николаевна Жаворонкова
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет, Управление по связям с общественностью

4-у
2015-04-06
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена исследованию творчества датского кинорежиссер Ларса фон Триера. За основу для анализа кинотекста Триера были взяты картины, объединенные режиссером в трилогию под названием «Золотое сердце»: «Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте», созданные в период с 1996 по 2000 год. Центральное место в каждом из названных фильмов занимает женщина, наделенная чертами блаженной. Генеральная идея режиссера находит свое воплощение в изобразительно-выразительных средствах кино. Среди основных из них мы выделили приемы «лоскутного монтажа» и «живой камеры». 

Тезисы

Работа посвящена исследованию творчества Ларса фон Триера. Датского кинорежиссера постоянно сравнивают с Дали, манеру письма которого критики не могли причислить ни к одному из существующих жанров, ведь свой стиль мастер постоянно подвергал кардинальным изменениям. Нас заинтересовал момент изменения творческого мышления режиссера фон Триера, ведущий за собой и трансформацию изобразительно-выразательных средств, используемых мастером в своих картинах. За основу для анализа кинотекста фон Триера были взяты фильмы, объединенные в трилогию под названием «Золотое сердце»: «Рассекая волны» (1996), «Идиоты» (1998), «Танцующая в темноте» (2000). Центральное место в каждом из названных фильмов занимает женщина, наделенная чертами блаженной — искренняя и непосредственная, свято верящая в любовь, своими действиями подсознательно взывающая людей к состраданию и в итоге становящаяся жертвой «естественного отбора». И здесь фон Триер прибегает к прямому цитированию, отсылая зрителей к произведениям любимого писателя — Федора Достоевского. Сельма («Танцующая в темноте»), Карен («Идиоты») и Бесс («Рассекая волны»,) являют собой, по Триеру, ипостаси лишь одного персонажа — князя Мышкина из романа классика «Идиот». Генеральная идея режиссера находит свое воплощение в изобразительно-выразительных средствах кино. Так, среди основных приемов мы выделили прием «лоскутного монтажа» — порядок следования кадров друг за другом в хаотичной последовательности, — благодаря которому достигается эффект «грязного изображения». Идеальное воплощение данный прием нашел в музыкальных вкраплениях к «Танцующей в темноте», которые снимались с использованием ста камер, установленных по разным точкам съемочной площадки. Кроме того, в своей трилогии фон Триер прибегает к приему «живой камеры»: снимая «с плеча», режиссер стремится приблизить картину к манере документального кино, полностью отказываясь от «красивостей» в кадре. Использование этого приема фон Триером оправдано не только с эстетической точки зрения, но и функционально: «живая камера» позволила ему не прекращать съемку, а актерам фильма - играть без перерыва до тех пор, пока не будет достигнут идеальный результат. Камера могла быть включенной на протяжении нескольких часов. Данный прием был использован при съемках картин «Идиоты» и «Рассекая волны». Таким образом, намеренный отказ фон Триера от «красивых кадров», попытки добиться «грязного изображения» напрямую связаны со сверхзадачей режиссера – воплотить в женских образах идеал абсолютной чистоты, лишенный всего наносного, дать свое понимание феномену праведника в мировой культуре.