XVIII Международная конференция студентов-филологов

Концепты «друг» и «брат» в сатирической и бытовой повести XVII в.

Дина Витальевна Пушина
Докладчик
студент 5 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

188
2015-04-07
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Одной из актуальных задач изучения литературы Древней Руси является постижение древнерусской картины мира, проявляющейся в текстах в самых разных категориях, темах, мотивах и образах. В докладе рассматривается значение концептов «друг» и «брат» в русской литературе XVII века, в частности в жанрах сатирической и бытовой повести, ставших новым явлением древнерусской литературы. В работе иллюстрируется, как изучаемые концепты, столь значимые в мировоззрении русского человека, развиваются с течением времени, играют значительную роль в формировании его менталитета и национальной самобытности. 

Тезисы

Цель доклада — изучить значение концептов «друг» и «брат» в древнерусской литературе XVII вв., определить, какой смысл вкладывался в них людьми той эпохи, понять, как это отразилось на развитии литературы, её образной и жанровой системе. Актуальность работы заключается в обращении через литературные тексты к ключевым понятиям жизни древнерусского человека, самобытности его характера, особенностям менталитета. Новизна работы связана как с теоретическим, так и с историко-культурным аспектами. В исследовании задействована новая для литературоведения категория «концепт», а обращение к понятиям «друг» и «брат» в памятниках древнерусской литературы прежде не входило в сферу исследования отечественных медиевистов. В качестве научной гипотезы мы предлагаем выдвинуть мысль о том, что концепт приобретает в древнерусской литературе XVII в. не только религиозное (как было в ранний период), но и мировоззренческое значение, причем мировоззрение по преимуществу прежде всего национальное. Другая составляющая научной гипотезы заключается в идее о зависимости семантики концептов «брат» и «друг» от жанра произведения. Объектом  изучения стали: «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Калязинская челобитная», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове».  Были использованы культурно-исторический, историко-функциональный и сравнительный методы исследования. В результате мы пришли к следующим выводам. Семантика концептов «брат» и «друг» во многом зависит от идеи, жанра произведения, времени, в которое было написано. В XVII в., в переломную эпоху для русского государства, происходит изменение, перестройка окружающего мира и, как следствие, изменение мировоззрения человека «бунташного» века. Концепт «друг» отделяется от концепта «брат» и действует уже как самостоятельная номинация, обозначающая новый значимый общественный институт. Однако нельзя сказать, что это означает отказ от концепта «брат», он отходит на второй план, теряя былую актуальность, но в целом остается все таким же значимым для древнерусского общества, занимая свое законное место в обозначении родовых отношений. Таким образом, литература XVII в. тяготеет к демократизации и индивидуализации концептов «брат» и «друг» с превалированием последнего в связи с актуализацией гуманистического и национального начала в сознании человека XVII в. — процесса, наблюдаемого практически во всех произведениях древнерусской литературы этого периода.