Концепты «друг» и «брат» в сатирической и бытовой повести XVII в.
Дина Витальевна Пушина
Докладчик
студент 5 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
188
2015-04-07
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Одной из
актуальных задач изучения литературы Древней Руси является постижение
древнерусской картины мира, проявляющейся в текстах в самых разных категориях,
темах, мотивах и образах. В докладе рассматривается значение концептов
«друг» и «брат» в русской литературе XVII века, в частности в жанрах сатирической и бытовой повести,
ставших новым явлением древнерусской литературы. В работе иллюстрируется, как изучаемые концепты, столь значимые в мировоззрении русского человека,
развиваются с течением времени, играют значительную роль в формировании его
менталитета и национальной самобытности.
Тезисы
Цель доклада — изучить значение концептов «друг» и «брат» в древнерусской литературе XVII вв., определить, какой смысл вкладывался
в них людьми той эпохи, понять, как это отразилось на развитии литературы, её
образной и жанровой системе.
Актуальность работы
заключается в обращении через литературные
тексты к ключевым понятиям жизни древнерусского человека, самобытности его
характера, особенностям менталитета.
Новизна работы связана как с
теоретическим, так и с историко-культурным аспектами. В исследовании
задействована новая для литературоведения категория «концепт», а обращение к
понятиям «друг» и «брат» в памятниках древнерусской литературы прежде не входило в
сферу исследования отечественных медиевистов.
В качестве научной гипотезы
мы предлагаем выдвинуть мысль о том, что концепт приобретает в древнерусской
литературе XVII в. не только религиозное (как было в ранний период), но и
мировоззренческое значение, причем мировоззрение по преимуществу прежде всего
национальное. Другая составляющая научной гипотезы заключается в
идее о зависимости семантики концептов «брат» и «друг» от жанра произведения.
Объектом изучения стали: «Повесть о Ерше Ершовиче сыне
Щетинникове», «Калязинская челобитная», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о
Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове». Были использованы культурно-исторический,
историко-функциональный и сравнительный методы исследования.
В результате мы пришли к следующим
выводам. Семантика концептов «брат» и «друг» во многом зависит от идеи, жанра
произведения, времени, в которое было написано. В XVII в., в переломную эпоху
для русского государства, происходит изменение, перестройка окружающего мира и,
как следствие, изменение мировоззрения человека «бунташного» века. Концепт
«друг» отделяется от концепта «брат» и действует уже как самостоятельная
номинация, обозначающая новый значимый общественный институт. Однако нельзя
сказать, что это означает отказ от концепта «брат», он отходит на второй план,
теряя былую актуальность, но в целом остается все таким же значимым для
древнерусского общества, занимая свое законное место в обозначении родовых
отношений. Таким образом, литература XVII в. тяготеет к демократизации и
индивидуализации концептов «брат» и «друг» с превалированием последнего в связи
с актуализацией гуманистического и национального начала в сознании человека
XVII в. — процесса, наблюдаемого практически во всех произведениях
древнерусской литературы этого периода.