Метакоммуникация в спонтанных монологах разного типа
Кристина Денисовна Зайдес
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2015-04-07
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Метакоммуникация — вид коммуникации, комментирующей себя саму, — в настоящий момент привлекает внимание лингвистов в связи с особой дискурсивной ролью. Выразителями такой функции речи, как метакоммуникация, являются метакоммуникативные вставки (МВ). В докладе анализируются и классифицируются различные МВ, приводятся количественные данные и выявляются коренные соотношения между темой выделяемых МВ, типом монолога (от чтения до свободного рассказа) и характеристиками говорящего (пол, возраст, профессиональная принадлежность, уровень речевой компетенции и психологические параметры).
Тезисы
Метакоммуникация как особый вид коммуникации, обсуждающей, поясняющей, комментирующей непосредственно коммуникацию, в настоящий момент привлекает внимание лингвистов в связи с особой дискурсивной ролью. Метакоммуникация, являясь одним из способов организации текста, предоставляет говорящему возможности, которых в обычной коммуникации он зачастую лишен. К таким возможностям относится самокоррекция, самокомментирование, осмысление собственного речевого портрета и др.
Явление метакоммуникации в речи рассматривается нами в узком понимании, т.е. в круг исследования мы включаем только лексически развернутую метакоммуникацию, а не потенциальную метакоммуникацию — метакоммуникацию "в зародыше" (например, смех). Выразителями такой функции речи, как метакоммуникация, являются метакоммуникативные вставки (МВ), например: ну / в принципе / да / тяжеловато конечно / описывать такую картину // ну скажем так / ещё неглубокая осень [ж, 36 лет, средний уровень речевой компетенции, экстраверт; описание несюжетного изображения].
Наше исследование лежит в пограничной области психолингвистики, социолингвистики и собственно полевой лингвистики. Материалом исследования послужили тексты спонтанных устных монологов различных типов (чтение сюжетного и несюжетного текстов, пересказ сюжетного и несюжетного текстов, описание сюжетного и несюжетного изображений, свободный рассказ), представленные в формате расшифровок аудио-файлов, организованные в Сбалансированную Аннотированную Текстотеку (САТ). Тексты-стимулы для порождения монологов были сгруппированы по признаку сюжетности. Устная спонтанная речь информантов разного пола, возраста, профессиональной принадлежности, имеющих различные психологические характеристики и уровень речевой компетенции (УРК) анализируется на предмет наличия и характера МВ. В докладе основное внимание уделено количественным результатам обработки материала и закономерности появления в речи МВ в зависимости от пола, возраста, профессиональной принадлежности, УРК и психологических характеристик говорящего, а также типа спонтанного монолога. В докладе представлена классификация МВ по коммуникативной направленности, тематике, синтаксической структуре.
К перспективам исследований такого типа можно отнести полноценный многоаспектный анализ устной спонтанной речи носителей русского языка и изучающих русский язык как иностранный. Исследование вносит вклад в создающуюся грамматику речи, законы построения которой, как мы видим, значительно отличаются от законов построения грамматики языка.