XVIII Международная конференция студентов-филологов

«Raajneeti»: синтез традиции и современности в фильме индийского режиссёра Пракаша Джа

Ксения Александровна Маретина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

4-у
2015-04-06
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены особенности построения индийского фильма «Политика» («Raajneeti», 2010), сюжетная линия которого основывается на синтезе сюжетов древнеиндийского эпоса Махабхарата и фильма «Крестный отец»  Ф. Копполы. В ходе анализа автор постарается ответить на вопрос о причинах большого различия в восприятии фильма в Индии и за ее пределами.

Тезисы

В докладе рассмотрена специфика построения сюжета фильма «Raajneeti» (в переводе с хинди «Политика», 2010) индийского режиссера Пракаша Джа и связанные с ней особенности восприятия фильма индийской и западной аудиториями. В своем фильме, снятом в жанре политического триллера, Пракаш Джа освещает темы, пользующиеся повышенным вниманием в современной Индии: коррупция, борьба за власть, политические интриги. При этом сюжет и образная система фильма сформированы на основе древнеиндийского эпоса Махабхараты, а также культового фильма «Крестный отец» Ф. Копполы. Фильм обладает сложной системой аллюзий на оба эти произведения. Причем оба источника цитирования прекрасно знакомы индийской аудитории и пользуются у нее должным уважением. Здесь важно отметить, что кино в Индии формировалось под большим влиянием индийского театрального искусства, в котором предпочтение отдавалось не новизне сюжета, а мастерству передачи заведомо известной истории. Одними из наиболее популярных историй были Махабхарата и Рамаяна, два древних эпоса. Поставленные по их сюжетам представления могли продолжаться в течение всей ночи (например, в театре катхакали).
В случае с фильмом Пракаша Джа индийский зритель, знакомый и с Махабхаратой, и с фильмом Копполы, заранее знает, чем кончится эта история, и, вероятно, получает удовольствие именно от того, каким образом знакомые сюжеты разворачиваются на экране в новой, современной форме. При этом заимствованные из «Крестного отца» элементы придают фильму в глазах индийского зрителя особый «голливудский отпечаток». В фильме Джа зритель получает возможность заново открыть для себя и Махабхарату, и «Крестного отца». Отзывы о «Политике» индийских критиков и зрителей подтверждают подобный вывод. На Западе фильм, однако, получил по большей части негативные рецензии: отрицательно оценивалась и его затянутость, и крайне запутанный сюжет. В целом западными критиками фильм был расценен как индианизированный вариант «Крестного отца», не имеющий особой ценности как самостоятельное произведение. Что касается заимствований из Махабхараты, общий ход мысли кинокритиков можно выразить словами одного из американских рецензентов: «Этот фильм представляет собой также современный пересказ древней эпической поэмы «Махабхарата», что увеличивает восприятие фильма индийской аудиторией и уменьшает его жизнеспособность на американских экранах».   
И в выборе сюжета, и в некоторых особенностях его презентации фильм Пракаша Джа сохраняет безусловную связь с индийской, в том числе театральной, традицией, и в этом можно видеть одну из причин его положительной оценки в Индии и неприятия за ее пределами.