Автомобиль и новое пространство США: Джон Стейнбек и Стивен Шор «в поисках Америки»
Элина Гаязовна Каримова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2015-04-06
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается взаимосвязь географического ландшафта послевоенной
Америки с культурными и экономическими явлениями, характерными для данной эпохи.
Источниками служат литературный и фото- «тревелоги» Джона Стейнбека (1960) и Стивена Шора (1970-е гг.). Автомобиль
как воплощение автономности и мобильности становится в XX в. ключевым
средством взаимодействия с окружающей средой, что отражается в новом облике
пространства. Автомобильная революция тесно связана с явлением консьюмеризма, которое
сыграло роль в исчезновении локальных различий и коммодификации пространства
Америки.
Тезисы
Французский философ, неомарксист Анри Лефевр (1901-1991)
одним из первых стал изучать пространство в рамках гуманитарных исследований и предложил
теорию, в котором пространство выступает как продукт социальных отношений, воспроизводимый
в процессе экономического и культурного функционирования общества. Согласно
Лефевру, социальное бытие, включая идеологию, политические структуры, распределение
капитала и морально-этические ценности, объективируется в пространственных
формах. Переход к каждой новой модели организации общества неизменно находит
отражение в ландшафте. Взгляд на историю США подтверждает, что крупные
социально-экономические перемены всегда сопровождались изменением практик организации
пространства.
Так, вслед за автомобильной революцией Генри Форда в 1913 г. и открытием Главной Улицы Америки — Шоссе 66 — строительство сети межштатных автомагистралей значительно повысило мобильность среднестатистического американца. Развитие внутреннего туризма сопровождалось активно растущим спросом на соответствующие услуги: обилие трейлер-парков, кемпингов, мотелей, закусочных и заправочных станций навсегда изменят ландшафт Америки. Придорожное пространство наводняется знаками, что свидетельствует о его все увеличивающейся коммодификации в условиях жесткой конкуренции. Со временем мелкий семейный бизнес уступает место франчайзингу, и с приходом эры брендов начинается тенденция к формализации и унификации пространства. В 1956 на рынке был представлен передвижной дом, который впоследствии станет одним из культовых явлений США. Именно на таком «доме на колесах», иронически названном Росинант, Джон Стейнбек в 1960 г. отправляется в путешествие «в поисках Америки». В путевых заметках эмпирический опыт осмысливается автором, и на первый план выходят вопросы последствий урбанизации, стирания региональных различий, извечного противоречия идеи дома, корней и идеала личной свободы, а также «конвейеризации человеческих душ». Фотографии Стивена Шора, сделанные во время аналогичного автомобильного путешествия по стране, запечатлели ландшафт Америки десятилетием позже. Они фиксируют еще более гомогенное, обезличенное пространство, ориентированное на автомобиль, а не на человека. Таким образом, знаковый для XX столетия феномен авто-мобильности явился частью сложного процесса формирования общества потребления, что, в свою очередь, проявилось не только в социальном конформизме, но и в институционализации, возрастающей анонимности и стандартизации пространства.
Так, вслед за автомобильной революцией Генри Форда в 1913 г. и открытием Главной Улицы Америки — Шоссе 66 — строительство сети межштатных автомагистралей значительно повысило мобильность среднестатистического американца. Развитие внутреннего туризма сопровождалось активно растущим спросом на соответствующие услуги: обилие трейлер-парков, кемпингов, мотелей, закусочных и заправочных станций навсегда изменят ландшафт Америки. Придорожное пространство наводняется знаками, что свидетельствует о его все увеличивающейся коммодификации в условиях жесткой конкуренции. Со временем мелкий семейный бизнес уступает место франчайзингу, и с приходом эры брендов начинается тенденция к формализации и унификации пространства. В 1956 на рынке был представлен передвижной дом, который впоследствии станет одним из культовых явлений США. Именно на таком «доме на колесах», иронически названном Росинант, Джон Стейнбек в 1960 г. отправляется в путешествие «в поисках Америки». В путевых заметках эмпирический опыт осмысливается автором, и на первый план выходят вопросы последствий урбанизации, стирания региональных различий, извечного противоречия идеи дома, корней и идеала личной свободы, а также «конвейеризации человеческих душ». Фотографии Стивена Шора, сделанные во время аналогичного автомобильного путешествия по стране, запечатлели ландшафт Америки десятилетием позже. Они фиксируют еще более гомогенное, обезличенное пространство, ориентированное на автомобиль, а не на человека. Таким образом, знаковый для XX столетия феномен авто-мобильности явился частью сложного процесса формирования общества потребления, что, в свою очередь, проявилось не только в социальном конформизме, но и в институционализации, возрастающей анонимности и стандартизации пространства.