XVIII Международная конференция студентов-филологов

О границах текстологии: случай И. Бахтерева

Александра Сергеевна Пахомова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2015-04-09
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

Отличительной особенностью фиксации стихотворений И. Бахтерева является наличие большого числа рукописей, каждая из которых представляет собой самостоятельный вариант текста. В докладе на примере стихотворения Бахтерева «Варвара» мы попытаемся поставить вопрос о текстологии авангардного текста: об изменении отношений между текстом и его материальным источником, о нерелевантности понятия «основной текст» и о потенциальных возможностях описания и изучения подобного рода прецедентов.

Тезисы

Наследие «последнего обэриута» И. В. Бахтерева не подвергалось ни систематическому изучению, ни детальному описанию. Вместе с тем творчество Бахтерева заслуживает пристального внимания уже потому, что соединяет в себе две традиции русского авангарда: поэтику группы «ОБЭРИУ» и визуальную поэзию круга журнала «Транспонанс». В центре нашего внимания — один эпизод творческой биографии поэта. В середине 1980-х гг. Бахтерев переписывает и дополняет стихотворение 1934 г. <«Варвара»> (название условно). Отличительной особенностью фиксации стихотворения стало наличие большого числа рукописей, каждая из которых представляет собой самостоятельную реализацию данного текста. Бахтерев последовательно культивирует принцип вариативности: он не только создает большое количество рукописных копий этого стихотворения (в архиве поэта, до сих пор не разобранном, рукописей <«Варвары»> более 20), но и фиксирует несколько вариантов отдельной строки или слова, каждый из которых можно считать итоговым и равноправным наряду с другими. Сергей Сигей так писал про этот процесс: «не помню случая, чтобы поэт как-то пометил для себя только что совершенные изменения в тексте: матрица оставалась у него, а вы уносили с собой, может быть, тридцать пятый ее вариант» (Сигей С. Идите и останавливайте время // Новое литературное обозрение. 1997. №26. С. 241).
В конечном итоге текст оказывается недоступен для линейного восприятия; он лишен инварианта (и, как следствие, основного или конечного текста, который был бы актуален в эдиционной практике); на первый план выдвигается не сам текст, а бесконечное число его реализаций. Случай «Варвары» ставит перед нами целый ряд проблем как текстологических, так и семиотических.
В докладе мы попытаемся поставить вопрос о текстологии авангардного текста: об изменении отношений между текстом и его материальным источником, о нерелевантности понятия «основной текст» и о потенциальных возможностях описания и изучения подобного рода прецедентов.