XVIII Международная конференция студентов-филологов

Лексическая экспликация категории времени в сборнике Т. Толстой «Ночь»

Екатерина Васильевна Ниникина
Докладчик
студент 2 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

171
2015-04-07
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности лексической экспликации категории времени в сборнике Т. Толстой «Ночь». Путём анализа темпоральных лексем выявлены индивидуально-авторские представления о времени.

Тезисы

Категория времени - одна из основополагающих сущностей, непосредственно характеризующих представление человека об окружающем мире. С развитием знаний о природе, времени, способах его измерения происходит развитие темпоральной лексики. Стоит заметить, что выражение временной семы в структуре определённых лексем не только прямо, но и опосредованно. Члены категории времени определяются отношением «части к целому», в лексикологии это служит основанием для классификации лексики с временным значением. Особое выражение категория времени находит в художественном тексте. В прозе Татьяны Толстой лексема ночь приобретает обобщённо-символическое значение. Столкновение в контексте лексем, отражающих различные временные понятия, рождает особого рода антитезу: «Трезвое утро вымело волшебных вечерних птиц, ушла на дно рыбка-девочка, спят под толщей жёлтого песка золотые трёхглазые статуи Атлантиды» («Свидание с птицей»). Категория времени нередко «оживает», что становится возможным благодаря наложению лексем с темпоральной семантикой на семантический комплекс «человек». «Время всё съело» («Соня»). По нашему мнению, здесь явно прослеживается связь с древнегреческим мифом о титане Кроносе, персонифицирующем время, который безжалостно поедал своих детей. В данном цикле рассказов мы наблюдаем следование литературной традиции, заключающейся в метафорическом переосмыслении лексем «весна», «лето», «осень», «зима», которые устойчиво отождествляются с периодами человеческой жизни.  «На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень… Зима?» ( «Милая Шура»). Таким образом, наряду с индивидуально авторскими представлениями о времени, в лексическом составе текстов находят отражение свойства времени как философской категории.