Трансформация типа «маленького человека» в рассказе В. С. Маканина «Человек свиты»
            Мария Павловна Охримчук
        
        
        Докладчик
        
        
        студент 3 курса
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
    Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
188
2015-04-09
13:40 -
        14:00
    Ключевые слова, аннотация
    Темой нашего исследования является тип «маленького человека»,
принадлежащий, как кажется, эпохе прошлого. Однако неверно утверждать, что с развитием общества, с
изменением уклада жизни, с появлением нового поколения подобное явление исчезло. В докладе мы обратимся к произведению советского и российского писателя В. С. Маканина
«Человек свиты» и проследим, трансформируется или же, наоборот, остается
статичным упомянутый тип в литературе XX века. 
Тезисы
    Типичным героем В. С.
Маканина является человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения
которого полностью соответствуют его положению в среде. Однако автору присуще
«зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному
зерну». Осмысление экзистенциальных
сторон бытия, всего того, что происходит с человеком, — глубокое, масштабное, с
общечеловеческой позиции – составляет нерв прозы писателя. Маканин отличается
аналитическим вниманием к «маленькому», «усреднённому» человеку, выявлению его
жизненных ориентиров, поисками нравственных координат жизни. 
Рассказ «Человек свиты»
(1982) вошёл в сборник «Река с быстрым течением». 
Идея произведения состоит
в том, что автор хотел показать воскресение личности, «человека свиты».
Ирония автора пронизывает
всё произведение. К примеру, уже в названии звучит слово «свита». 
Знатной особой у Маканина выступает секретарь директора. Рядом с определением «свита» стоит слово «человек». Противопоставление
свободной личности и обезличенного слуги делает конфликт произведения
общественно-значимым. 
Подводя итоги, проследим, как традиционный тип «маленького человека» отражается
в новом герое. Как и ранее, образ мельчает, однако если в литературе XIX века
это заметно лишь на психологическом и моральном уровнях, то у Маканина
такое измельчение происходит и на социальном. Однако Митя Родионцев отличается от своих прототипов
тем, что он сумел освободиться от навязанной ему социальной роли. Он ощутил себя человеком, «свободным от свиты». Зрение писателя, внимательное одновременно и
к человеческой социальности, и к духовной жизни, создаёт «гуманное место» в
рассказе.
Таким образом, можно
подвести итог исследованию. Раньше «маленький человек» полностью
погружался в свою душу, боялся сказать слово. Герои прошлой эпохи никогда не
резонёрствуют, смиренно склоняются перед судьбой, принимают жизнь такой, какая
она есть, несмотря на её трагичность. У Маканина такой герой приходит к
моральному удовлетворению. Свобода кружит ему голову, и он снимает «оковы свиты»
и чувствует себя по-настоящему счастливым. В рассказе литератора XX века не
несправедливость общества делает героя «маленьким», а недостаток самоуважения,
приспособленчество и мелочность страстей.