Роль экспрессивного прайма в задачах категоризации: гендерный аспект
Альфия Сабитовна Хабибулина
Докладчик
магистрант 1 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
184
2015-04-08
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В
докладе представлены результаты экспериментального исследования того, как
проявляется влияние экспрессивности языкового стимула на решение задачи категоризации.
Задача испытуемого — определить, называет ли стимул (личное имя) мужчину или женщину. При этом в качестве прайма,
т. е. единицы, гипотетически способной повлиять на восприятие знака,
использовались экспрессивные и неэкспрессивные прилагательные. Эксперимент был
проведен с помощью программного обеспечения E-Prime 2.0.
Тезисы
В современной лингвистике
гендерные исследования являются одним из наиболее динамично развивающихся
направлений. Исследователи данного направления (Т. Б. Крючкова, Е. А. Земская) на
материале письменной художественной и разговорной речи выявили общую тенденцию
преобладания экспрессивности и эмоциональности в женской речи по сравнению с
мужской. Проанализировав параметры, противопоставляющие мужскую и женскую речь на
материале текстов коротких электронных сообщений, мы пришли к выводу, что
наиболее яркими показателями отличий мужской и женской речи являются
экспрессивные единицы. В результаты проведенного исследования были получены
данные, свидетельствующие о том, что количество использований экспрессивных
единиц в женской речи почти в два раза больше, чем в мужской речи.
Полученные
результаты стали основанием гипотезы
о влиянии экспрессивности языкового стимула на процесс и результат выполнения разного рода когнитивных задач, связанных с обработкой экспрессивов, а также
гипотезы о том, что данное влияние может проявляться различным способом у
мужчин и женщин.
Для проверки данной гипотезы нами была
разработана процедура эксперимента с использованием программного обеспечения E-Prime 2.0, которое регистрирует
время реакции на стимул.
В качестве стимулов нами были выбраны личные имена
мужчин и женщин (Маша, Ваня). Задача испытуемого – определить, кого называет данное личное имя: мужчину или женщину, при этом в качестве прайма,
т. е. единицы, гипотетически способной повлиять на восприятие знака, использовались
экспрессивные и неэкспрессивные прилагательные, типа усатенький vs. уважаемый. Мы
предполагаем, что, даже не находясь в фокусе сознания,
экспрессивность/неэкспрессивность прайма может повлиять на выполнение задания. Для
формирования классов праймов были проведены претесты, позволившие сформировать
группы праймов, объединенных по признаку максимальных различий степени
экспрессивности и не противопоставленных
по признаку субъективной частотности. Кроме
того, в системе претестов были проверены частотность имен собственных и их
типичность для обозначения мужчин и женщин. Длина стимула и прайма
контролировалась.
В качестве
испытуемых были привлечены студенты Томского государственного университета:
мужчины и женщины в равном количестве.
Таким образом, в
эксперименте исследуется влияние двух переменных (экпрессивность прайма, пол
испытуемого) на скорость выполнения гендерно маркированной задачи. В результате
проведения эксперимента установлен характер влияния прайма на выполнение
задачи, что станет предметом
обсуждения в докладе.