XVIII Международная конференция студентов-филологов

Лексические средства выражения косвенного побуждения в рекламном тексте

Тяньи Гун
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

215-а
2015-04-09
16:15 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию лексических средств, выражающих косвенное побуждение в рекламном тексте. В нем обобщены разные лексические средства, используемые для выражения косвенного побуждения в рекламе.

Тезисы

Сегодня все чаще в коммуникации прямые формы побуждения заменяются непрямыми. Они представляют собой высказывания, побудительная семантика которых может быть выведена путем анализа речевого контекста или ситуации в целом.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы исследовать лексические средства,  выражающие косвенное побуждение в рекламном тексте, обобщить разные лексические средства, используемые для выражения косвенного побуждения в рекламе.
Язык рекламы рассматривается как особый феномен, обладающий своими функционально-стилистическими особенностями. Лексические средства русского языка, косвенно выражающие побудительное значение в рекламе, многочисленны и разнообразны. В эту группу входят лексические единицы с положительной оценкой, с побудительным значением, а также нейтральная лексика, получающая в контексте  позитивное значение. Исходя из этого,  мы разделяем лексические средства выражения косвенного побуждения в рекламном тексте на 3 группы: 1) существительные, 2) глаголы, 3) прилагательные и наречия.
Самыми типичными существительными являются такие, в семантике которых заключена идея получения выгоды, бонуса, преимущества, положительного результата: акция, подарок, доход, распродажа, победа, скидка, качество, порядок, гарантия, здоровье и т. п. 
Типичными для рекламного текста являются глаголы, имеющие значение возможности получения положительного результата, изменения в лучшую сторону, позитивного воздействия и преобразования, и нейтральные глаголы, получающие это значение в контексте. Самыми типичными из таких глаголов являются следующие: помочь (помогать), способствовать, улучшать, воздействовать, усиливать, стимулировать, увеличивать, увлажнять, смягчать, уменьшать  и т. п. Самыми типичными из перформативных глаголов являются: предлагать, советовать, рекомендовать, приглашать, приказывать, обещать, гарантировать, возражать, отказываться, запрещать и т. п. 
Самыми типичными прилагательными и наречиями являются: настоящий, натуральный, уникальный, дешевый, удобный, качественный, эффективный, настоящий, здоровый, красивый, уникальный, природный, безопасный, мощный, специальный, простой, выгодный, надёжный; быстро, бесплатно,  просто, удобно, надежно, выгодно и т. п.
Проанализировав 209 рекламных текстов, отобранных методом сплошной выборки из газет «Аргументы и Факты» и «Комсомольская Правда»  за период с января по июнь 2014 года, мы  увидели, что в 43 (20,6%) из них используются существительные для выражения побуждения, в 65 (31,1%) из них используются прилагательные и наречия для выражения побуждения, в 36 (17,2%) из них используются глаголы (просить, умолять, предлагать, советовать, приказывать, взывать, требовать, заставлять и др.), кроме того, в рекламных текстах могут использоваться вместе разные средства выражения побуждения.