XVIII Международная конференция студентов-филологов

Речевое поведение былинно-сказочных персонажей в современной интерпретации (на примере серии мультфильмов)

Цзюньтао Чжао
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

4-у
2015-04-07
17:50 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

Сказка — один из важнейших, первых встречаемых человеком литературных жанров — несет в себе обучающую и воспитательную функции. Персонажи сказки, которые содействуют развитию сюжета, как и сюжетная линия,  являются самой важной частью сказок. В современных художественных произведениях тоже встречаются герои сказок, но их черты, характеры и речевое поведение уже несколько изменились. В докладе мы хотели бы показать, как изменились поведение и речевые характеристики персонажей в современных художественных произведениях (на примере речевого поведения героев мультфильмов).

Тезисы

Персонажи сказки, которые содействуют развитию сюжета, являются  важной частью сказок. В сказках положительный герой всегда имеет одинаковые качества – он умный, добрый, честный, благородный, храбрый, у него всегда есть волшебные помощники. В современных художественных произведениях тоже встречаются герои сказок, но их черты, характеры и речевое поведение уже несколько изменились. Такие изменения трудны для понимания и восприятия иностранцев. Чтобы правильно оценить этих героев, нужно знать, какие смыслы несли они в фольклоре. В работе мы хотели бы показать, как изменились поведение и речевые характеристики персонажей в современных художественных произведениях на примере речевого поведения героев мультфильмов «Алеша Попович и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня Никитич и Тугарин-Змей» путем  сравнения с традиционными сказками, яснее понять мотивы и действия героев современных.   Мы предполагаем, что былинные персонажи в современных мультфильмах сохраняют те качества, которыми они отличались в традиционных сказках, но их речевое поведение существенно изменилось. В сказках характеристика героев передается описательным путем, в то время как в современной интерпретации сами герои выражают свою позицию. Кроме того, в их речевом поведении можно обнаружить «вторичные» тексты, заимствованные из различных источников, что весьма характерно для эпохи постмодернизма, например: Могу работу предложить, оплата высокая, жильем обеспечу, страховка – Как так, кем?  – В шоу-бизнесе! Это на социальные нужды, а это на прочие расходы; Вы подтверждаете отставку Ильи Муромца? Слушай, гонец, даже если и так, запомни: я работаю один; так, гонец, упал-отжался; Так, ну-ка, все вон! А тебя, Добрыня, я попрошу остаться; Папаша, огоньку не найдется?  и т. п.   Чтобы адекватно оценить эти тексты, нужно представлять источник их происхождения, что требует дополнительного комментирования. Сравнение речевого поведения персонажей в сказках в современных мультфильмах поможет лучше понять причины изменений поведения героев.