Речевое поведение былинно-сказочных персонажей в современной интерпретации (на примере серии мультфильмов)
Цзюньтао Чжао
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
4-у
2015-04-07
17:50 -
18:10
Ключевые слова, аннотация
Сказка — один из важнейших, первых встречаемых человеком литературных жанров — несет в себе обучающую и воспитательную функции. Персонажи сказки, которые содействуют
развитию сюжета, как и сюжетная
линия, являются самой важной
частью сказок. В современных художественных
произведениях тоже встречаются герои сказок, но их черты, характеры и речевое поведение уже несколько изменились. В докладе мы хотели бы показать, как изменились поведение и речевые
характеристики персонажей в современных
художественных произведениях (на примере речевого поведения героев
мультфильмов).
Тезисы
Персонажи сказки, которые содействуют
развитию сюжета, являются важной
частью сказок. В сказках
положительный герой всегда имеет одинаковые качества – он умный, добрый, честный, благородный,
храбрый, у него всегда есть волшебные помощники. В современных художественных
произведениях тоже встречаются герои сказок, но их черты, характеры и речевое поведение уже несколько
изменились. Такие изменения трудны для понимания и восприятия иностранцев.
Чтобы правильно оценить этих героев, нужно знать, какие смыслы несли они в
фольклоре. В работе мы хотели бы показать, как изменились поведение и речевые
характеристики персонажей в современных художественных произведениях на примере
речевого поведения героев мультфильмов «Алеша Попович и Змей Горыныч», «Илья
Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня Никитич и Тугарин-Змей» путем сравнения с традиционными сказками, яснее
понять мотивы и действия героев современных.
Мы предполагаем, что былинные персонажи в современных мультфильмах
сохраняют те качества, которыми они отличались в традиционных сказках, но их речевое
поведение существенно изменилось. В сказках характеристика героев передается
описательным путем, в то время как в современной интерпретации сами герои
выражают свою позицию. Кроме того, в их речевом поведении можно обнаружить
«вторичные» тексты, заимствованные из различных источников, что весьма
характерно для эпохи постмодернизма, например: Могу работу предложить, оплата высокая, жильем обеспечу, страховка –
Как так, кем? – В шоу-бизнесе! Это на
социальные нужды, а это на прочие расходы; Вы подтверждаете отставку Ильи
Муромца? Слушай, гонец, даже если и так, запомни: я работаю один; так, гонец,
упал-отжался; Так, ну-ка, все вон! А тебя, Добрыня, я попрошу остаться; Папаша,
огоньку не найдется? и т. п.
Чтобы адекватно оценить
эти тексты, нужно представлять источник их происхождения, что требует
дополнительного комментирования. Сравнение речевого поведения персонажей в
сказках в современных мультфильмах поможет лучше понять причины изменений
поведения героев.