Музыка в романе Томаса Пинчона «Винляндия»
Клим Андреевич Токарев
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2015-04-06
18:30 -
18:50
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено аллюзиям к музыкальным композициям и
музыке как феномену культуры в романе американского писателя Томаса Пинчона «Винляндия».
Тезисы
Роман Томаса Пинчона «Винляндия» в данном исследовании
рассматривается в контексте мировой литературы XX века, а также в свете проблемы
музыкального искусства в художественной литературе, чем и обусловлена актуальность
темы.
Проблематика работы – музыкальный контекст романа и его роль.
Цель – определить, как аллюзии к композициям и музыка как культурный феномен соотносятся с магистральными темами и мотивами в романе.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Рок-музыка в романе связывается с контркультурой и, соответственно, противостоит репрессивному аппарату государства. Основной фокус при этом направлен на эпоху расцвета рок-музыки – 1960-е годы (в то же время рок-музыка не теряет свою оппозиционную направленность во время действия романа – 1984 год).
2. Рок-музыка имеет потенциал для создания альтернативной, свободной Америки, однако не реализует его ввиду своей зыбкой основы – наивных и склонных к измене представителей оппозиции.
3. Рок-музыка как феномен в теории также может стать инструментом репрессивного государственного аппарата: как и телевидение, она может заполнять коммуникативное пространство излишней информацией и тем самым создавать препятствия для тенденции к единению людей.
4. Музыка жанра New Age в контексте романа оказывается инструментом десакрализации духовной практики дзен-буддизма в Америке.
Таким образом, в романе «Винляндия» музыка оказывается одним из элементов одновременно репрессивного аппарата и оппозиции, так как, несмотря на связь рок-музыки и контркультурных движений, в этом виде искусства также есть те свойства, которые могут использоваться и в интересах власти.
Проблематика работы – музыкальный контекст романа и его роль.
Цель – определить, как аллюзии к композициям и музыка как культурный феномен соотносятся с магистральными темами и мотивами в романе.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Рок-музыка в романе связывается с контркультурой и, соответственно, противостоит репрессивному аппарату государства. Основной фокус при этом направлен на эпоху расцвета рок-музыки – 1960-е годы (в то же время рок-музыка не теряет свою оппозиционную направленность во время действия романа – 1984 год).
2. Рок-музыка имеет потенциал для создания альтернативной, свободной Америки, однако не реализует его ввиду своей зыбкой основы – наивных и склонных к измене представителей оппозиции.
3. Рок-музыка как феномен в теории также может стать инструментом репрессивного государственного аппарата: как и телевидение, она может заполнять коммуникативное пространство излишней информацией и тем самым создавать препятствия для тенденции к единению людей.
4. Музыка жанра New Age в контексте романа оказывается инструментом десакрализации духовной практики дзен-буддизма в Америке.
Таким образом, в романе «Винляндия» музыка оказывается одним из элементов одновременно репрессивного аппарата и оппозиции, так как, несмотря на связь рок-музыки и контркультурных движений, в этом виде искусства также есть те свойства, которые могут использоваться и в интересах власти.