Концепция «разум и чувство» в творчестве Шарлотты Бронте и Джейн Остин
Лариса Владимировна Юркова
Докладчик
магистрант 2 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
191
2015-04-08
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматривается концепция «разум и чувство» в творчестве Д. Остин и
Ш. Бронте на примере их произведений «Доводы рассудка» и «Виллет». Сравнительный
анализ позволяет говорить о том, что борьба противоположных начал остро
поставлена в романах обеих писательниц, но воплощение данной проблемы и ее решение
становится различительной чертой между подходами романисток. Шарлотта
Бронте творила в другую эпоху, эпоху новых тем и идей, но начало им было положено в творчестве Джейн Остин.
Тезисы
Джейн
Остин хронологически не попадает в границы викторианской эпохи, но достаточно
органично вписывается в социокультурный и литературный контекст. Ее
произведения в какой-то степени предопределили будущие тенденции в развитии
женского романа. Главные герои испытывают внутреннюю борьбу разума и чувства,
исходом которой является нравственное прозрение. Женским образам Шарлотты
Бронте присуще подобное противостояние, хоть сама писательница и выступала
против манеры своей предшественницы.
Целью
данной работы выступает рассмотрение концепции «разум и чувство» в творчестве
Джейн Остин и Шарлотты Бронте на примере романов «Доводы рассудка» и «Виллет».
В
романе Остин присутствуют яркие элементы дидактизма, призывающие учиться
контролировать свои чувства, используя разум, но при этом писательница не
считает правильным преобладание в характере одной из двух категорий. Наиболее
ценным для нее является соотношение: глубоко чувствовать и здраво рассуждать.
Ярким примером выступает Энн Элиот, с которой разум сыграл злую шутку, заставив
повиноваться воле других и оставить свои чувства. Долгие годы, полные
страданий, понадобились Энн, чтобы понять, что построить счастье можно,
полагаясь только на доводы собственного рассудка.
Героиня
Шарлотты Бронте Люси Сноу также относится к категории девушек, в чей судьбе
разум занимает одну из самых важных ролей. Шарлотта Бронте облачает разум
практически в человеческое обличье, героиня не просто размышляет, она ведет с
ним диалог, ощущает не только его психологическое, но и физическое воздействие.
Шарлотта Бронте, по сравнению с Джейн Остин, не делает разум виновником всех
страданий своей героини, не уделяет ему центральное место в повествовании и не
наделяет сюжетообразующей ролью. Остин же
выносит в название романа такое понятие как «рассудок», обозначив тем
самым важность этой категории во всем произведении. История Энн начинается с
борьбы холодного рассудка с чувством и этим заканчивается, но на протяжении
всего романа рассудок или разум ни разу не стал более материальным, чем его
описала Бронте. Когда Остин обращается к теме разума, ее высказывания носят
скорее философский характер, заставляют задуматься над необходимостью
гармоничного сочетания чувств и доводов рассудка.
Безусловно,
писательницы творили в разное время, и их авторская манера различна, но их
объединяет извечная тема непримиримой борьбы разума и чувства, которую они
описывали не только на страницах романов, но и испытывали в жизни. Шарлотта
Бронте вошла в другую эпоху, эпоху с новыми темами и идеями, начало которым,
без сомнения, было заложено в творчестве Джейн Остин.