XVIII Международная конференция студентов-филологов

Поздневизантийская тематика в творчестве Константина Кавафиса

Екатерина Сергеевна Басова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Греческий институт
2015-04-07
18:20 - 18:50

Ключевые слова, аннотация

Целью доклада является анализ шести стихотворений Константина Кавафиса, посвященных событиям поздневизантийской эпохи. Их можно разделить на два цикла – «Кантакузинский» и «На падение Константинополя». Стихотворения рассматриваются в сопоставлении с их возможными источниками, повлиявшими на сюжетно-образную систему поэтического материала.

Тезисы

Поздневизантийское наследие в стихотворениях Константина Кавафиса представлено в двух циклах: «Кантакузинском» (состоящем из 4 стихотворений) и  «На падение Константинополя» (2 стихотворения). В настоящем докладе представлены результаты анализа стихотворений обоих циклов. Источниками для «Кантакузинского» цикла являются две мемуарные хроники XIVв. – «Ромейская история» Никифора Григоры и «История» Иоанна Кантакузина. Сюжеты стихотворений из цикла «На падение Константинополя» восходят к хронике Сфрандзи и народным песням о падении империи. Центральные персонажи стихотворений – византийские самодержцы Иоанн V Палеолог и Иоанн VI Кантакузин, патриарх Иоанн XIV Калека, Анна Савойская, Алексей Апокавк, Ирина Асень, Феодора Кантакузина и Феофил Палеолог. Из этой галереи портретов особо выделяется образ Иоанна VI Кантакузина. Кавафис относится к этому императору с нескрываемым восхищением и изображает его как идеального правителя, доблестного и справедливого – такой высокой оценки Кавафис не удостаивает более ни одного византийского василевса. Стихотворения поздневизантийского цикла отличаются тем, что в них Кавафис крайне редко использует прием двойственности изображения и почти не прибегает к иронии. Цикл исполнен трагичности и по своему звучанию напоминает своеобразную панихиду – поэт оплакивает гибнущую Ромейскую державу и сокрушается о ее печальной участи.