Поздневизантийская тематика в творчестве Константина Кавафиса
Екатерина Сергеевна Басова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Греческий институт
2015-04-07
18:20 -
18:50
Ключевые слова, аннотация
Целью
доклада является анализ шести стихотворений Константина Кавафиса, посвященных
событиям поздневизантийской эпохи. Их можно разделить на два цикла –
«Кантакузинский» и «На падение Константинополя». Стихотворения
рассматриваются в сопоставлении с их возможными источниками, повлиявшими на
сюжетно-образную систему поэтического материала.
Тезисы
Поздневизантийское наследие в
стихотворениях Константина Кавафиса представлено в двух циклах:
«Кантакузинском» (состоящем из 4 стихотворений) и «На падение
Константинополя» (2 стихотворения). В настоящем докладе представлены результаты анализа стихотворений обоих циклов. Источниками для «Кантакузинского» цикла являются две
мемуарные хроники XIVв. – «Ромейская
история» Никифора Григоры и «История» Иоанна Кантакузина. Сюжеты стихотворений из цикла «На падение Константинополя» восходят к
хронике Сфрандзи и народным песням о падении империи. Центральные персонажи
стихотворений – византийские самодержцы Иоанн V
Палеолог и Иоанн VI Кантакузин,
патриарх Иоанн XIV Калека, Анна
Савойская, Алексей Апокавк, Ирина Асень, Феодора Кантакузина и Феофил Палеолог.
Из этой
галереи портретов особо выделяется образ Иоанна VI Кантакузина.
Кавафис относится к этому императору с нескрываемым восхищением и изображает
его как идеального правителя, доблестного и справедливого – такой высокой
оценки Кавафис не удостаивает более ни одного византийского василевса.
Стихотворения
поздневизантийского цикла отличаются тем, что в них Кавафис крайне редко
использует прием двойственности изображения и почти не прибегает к иронии. Цикл
исполнен трагичности и по своему звучанию напоминает своеобразную панихиду –
поэт оплакивает гибнущую Ромейскую державу и сокрушается о ее печальной участи.