Император Юлиан в «Res gestae» Аммиана Марцеллина. Характеризующие сравнения
Юлиана Николаевна Савинова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2015-04-08
17:45 -
18:10
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматриваются самые яркие сравнения императора Юлиана с различными
животными в «Res
gestae»
Аммиана Марцеллина. Анализ этих сравнений дает возможность расширить современные представления о такой неоднозначной личности, как Флавий Клавдий Юлиан.
Тезисы
Один из самых ярких образов в поздней римской историографии – это фигура Флавия Клавдия Юлиана в «Res gestae» Аммиана Марцеллина. Неординарная личность и трагическая судьба этого императора вдохновляли на создание произведений Д. С. Мережковского, Д. Ф. Штрауса, Г. Ибсена и других авторов. Изучение тех средств, с помощью которых Аммиану Марцеллину удалось создать столь живой и запоминающийся образ – важная задача для понимания такой неоднозначной личности, как Юлиан. В докладе рассматриваются лишь самые яркие сравнения императора с различными животными. Поставленная задача потребовала осветить некоторые проблемы текстологии и трудности словоупотребления.
В докладе анализируются два пассажа (Amm. Marc. XVII, 11, 1; XXIII, 5, 8). В первом отрывке особую сложность представляет сравнение императора с болтливым кротом (loquax talpa). Предположительно это выражение отсылает к басне Эзопа о хвастливом кроте «’Aσπάλαξ» и непосредственно связано с обвинениями Юлиана в хвастовстве и заносчивости. В этом же пассаже Юлиан сравнивается с козой (capella, non homo), облаченной в пурпур обезьяной (purpurata simia), греческим учителишкой (litterio Graecus). Последнее сравнение выбивается из череды других, что также требует отдельного пояснения.
Второй отрывок представляет собой двусмысленное предзнаменование. По пути в заброшенный город Дару Юлиан увидел огромного льва, пронзенного множеством стрел. По сведениям Аммиана Марцеллина, Юлиан истолковал это знамение следующим образом: лев – это символ Персии, которая падет, пораженная оружием римлян. Но истинная суть предсказания: лев-Юлиан погибнет в сражении. Это непрямое сопоставление со львом неслучайно, оно перекликается как с другими «львиными» сравнениями в тексте, так и с произведением самого Юлиана «Мисопогон».
Сравнения с животными в «Res gestae», как правило, носят отрицательную коннотацию. Лев в качестве объекта сравнения не является исключением. Но в уподоблении Юлиана льву это животное выступает как символ благородного правителя.
В докладе анализируются два пассажа (Amm. Marc. XVII, 11, 1; XXIII, 5, 8). В первом отрывке особую сложность представляет сравнение императора с болтливым кротом (loquax talpa). Предположительно это выражение отсылает к басне Эзопа о хвастливом кроте «’Aσπάλαξ» и непосредственно связано с обвинениями Юлиана в хвастовстве и заносчивости. В этом же пассаже Юлиан сравнивается с козой (capella, non homo), облаченной в пурпур обезьяной (purpurata simia), греческим учителишкой (litterio Graecus). Последнее сравнение выбивается из череды других, что также требует отдельного пояснения.
Второй отрывок представляет собой двусмысленное предзнаменование. По пути в заброшенный город Дару Юлиан увидел огромного льва, пронзенного множеством стрел. По сведениям Аммиана Марцеллина, Юлиан истолковал это знамение следующим образом: лев – это символ Персии, которая падет, пораженная оружием римлян. Но истинная суть предсказания: лев-Юлиан погибнет в сражении. Это непрямое сопоставление со львом неслучайно, оно перекликается как с другими «львиными» сравнениями в тексте, так и с произведением самого Юлиана «Мисопогон».
Сравнения с животными в «Res gestae», как правило, носят отрицательную коннотацию. Лев в качестве объекта сравнения не является исключением. Но в уподоблении Юлиана льву это животное выступает как символ благородного правителя.