Функции автобиографического персонажа в романах М. Шишкина «Взятие Измаила» и «Венерин волос»
Алёна Игоревна Пантюхина
Докладчик
студент 5 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
188
2015-04-08
18:40 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается автобиографизм как проблема
сюжетостроения романов М. Шишкина «Взятие Измаила» и «Венерин волос», в которых
фабула частной жизни автобиографического персонажа имеет текстопорождающую
функцию. Ситуация повествования и письма становится способом самопознания, а
также экзистенциальным способом преодоления дисгармонии жизни.
Тезисы
Романы М. Шишкина «Взятие Измаила» (1999) и «Венерин волос»
(2005), по мнению критиков и литературоведов, существуют на стыке модернистской
(С. Оробий, С. Лашова) и постмодернистской (Г. Нефагина, И. Скоропанова) эстетик.
В центре исследований находятся как вопросы поэтики (наррации, хронотопа), так
и идейная сторона произведений (текстоцентризм, тема детства). В романах
«Взятие Измаила» и «Венерин волос», в отличие от других произведений писателя
(«Записки Ларионова», «Письмовник»), помимо вымышленных персонажей-нарраторов,
находится ещё и автобиографический персонаж-нарратор, чья история имеет
фиксированные совпадения с биографическим автором: женитьба на иностранке,
эмиграция и пр. Предполагается рассматривать автобиографизм не столько в
аспекте претворения фактов эмпирической реальности в художественный текст или
столкновения поэтики фикциональности и нефикциональности текста, сколько как
проблему сюжетостроения. Задачи анализа: 1) выявить смысл истории
автобиографического персонажа как особого элемента системы романных коллизий; 2)
исследовать ситуацию наррации как способ самопознания автобиографического
персонажа; 3) определить тип наррации от лица повествователя, близкого автору,
и текстовой формы закрепления самопознания: поток сознания, создание текста в
границах письменного жанра (эпистолярного, мемуарного или других); 4) указать
на текстопорождающую функцию истории автобиографического персонажа-нарратора:
собственные коллизии жизни побуждают обращаться к историям Других или чужие
истории толкают к самопознанию.
Опираясь на идеи трёхмерной романной структуры М. Бахтина,
мы предполагаем интерпретировать связь зоны повествователя и зоны персонажа в
их отношении к зоне автора-творца. В романе «Взятие Измаила» автобиографический
персонаж оставляет функцию субъекта повествования только в изложении
собственной истории. Истории других, вымышленных им персонажей, отданы
персонажу-нарратору (Александру Васильевичу – адвокату, взывающему к оправданию
жизни). Но сюжет автобиографического персонажа является источником для историй
других персонажей, и все эти истории концентрируются вокруг устойчивых мотивов
и ситуаций в романе (рождение/болезнь/смерть ребёнка, смерть родителей,
встреча/расставание, ситуации преступлений/несчастий). Лирическое самовыражение
героя завершает романную наррацию. В «Венерином волосе» автобиографический
герой соединяет все уровни романа, а сюжетообразующей становится коллизия
письма как способа познания своего Я, Другого, реальности и культуры. Помимо
функции самоидентификации письмо является способом сохранения быстротечной
реальности наравне с биологическим принципом связи (любовь, рождение). Текст в
романе становится экзистенциальном способом преодоления дисгармонии жизни.