Женские образы в Книге Судей
Дарья Германовна Осипова
Докладчик
студент 2 курса
Петербургский институт иудаики
Петербургский институт иудаики
кафедра библеистики
2015-04-09
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён исследованию женских образов в Книге Судей. Предметом анализа стали положение и роль женщины в древнем еврейском обществе. Там, где это представляется возможным, женские образы Ветхого Завета сопоставлены с мужскими. В докладе также рассматривается отношение к женщинам в других регионах древнего мира. В результате исследования выявлено, что женщины в домонархическом Израиле могли занимать высокие государственные посты и пользовались уважением со стороны мужчин.
Тезисы
Настоящий доклад посвящен женским образам в Книге Судей. Изображение женщины в Библии следует рассматривать с учетом того, что в библейских текстах, особенно в Ветхом Завете, женщины не обладают одинаковыми общественными правами и преимуществами с мужчинами. Собственность наследовали "сыновья, а не дочери". Женщины обладали незначительными правами перед законом, им не разрешалось разводиться с мужьями. Женщины лишь изредка упоминаются в родословных, да и то как сестры уже упомянутых сыновей.
Однако Бог относится к женщинам с уважением. Когда у отца нет сыновей, его собственность «наследуют дочери», как велит Бог Моисею поступить в случае с пятью дочерьми Салпаада, у которых не было братьев (Чис. 27:1-11).
В Библии обнаруживаются уникальные образы женщин.
В одном ряду с Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем, Давидом, Самуилом, Соломоном и прочими великими мужскими героями Библии стоят женщины: Сарра, Ревекка, Мириам, Девора, Далила, Анна, царица Савская и прочие.
В эпоху равноправия женщин и мужчин интересно обратиться к древнейшим источникам, чтобы посмотреть, как же раньше строились отношения между полами и каковы были их роли. В этом отношении Библия может служить крайне интересным источников.
Девора-пророчица – сильная и решительная судья, исполнительница воли Господа. Ее во многом можно сравнить с Моисеем, как противившуюся своему предназначению, но впоследствии ведущую за собой свой народ. Она - «мать в Израиле», которая заботится о своих детях в Земле Обетованной.
Далила – вероломная женщина, предавшая своего мужа – сильного судью и национального героя – врагам-филистимлянам. За деньги она оказалась способна продать возлюбленного, играя на любви Самсона к ней, выведала секрет назорея «от чрева матери его».
Мать Самсона оказывается женщиной, исполнившей замысел Господа через своего сына. Она тонко чувствует сверхъестественное и остается верна Израилю и вере в Бога.
Несчастная наложница левита, подвергнувшаяся жесточайшему насилию со стороны своего народа, послужила причиной к истреблению колена Вениамина в Израиле. На ее примере виден хаос, существовавший в Земле Обетованной до установления монархии.
Дочь Иеффая была отдана Господу, но реальная судьба ее до сих пор неизвестна. Она оказалась верна воле отца и Бога, когда безропотно покорилась судьбе. Такую цену ее отец заплатил за победу над врагом.
Анализ женских образов в Книге Судей позволяет выявить основные аспекты и черты характера этих личностей, предположить, какое место они занимали в обществе, и проследить их влияние на библейскую историю Израиля.
Однако Бог относится к женщинам с уважением. Когда у отца нет сыновей, его собственность «наследуют дочери», как велит Бог Моисею поступить в случае с пятью дочерьми Салпаада, у которых не было братьев (Чис. 27:1-11).
В Библии обнаруживаются уникальные образы женщин.
В одном ряду с Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем, Давидом, Самуилом, Соломоном и прочими великими мужскими героями Библии стоят женщины: Сарра, Ревекка, Мириам, Девора, Далила, Анна, царица Савская и прочие.
В эпоху равноправия женщин и мужчин интересно обратиться к древнейшим источникам, чтобы посмотреть, как же раньше строились отношения между полами и каковы были их роли. В этом отношении Библия может служить крайне интересным источников.
Девора-пророчица – сильная и решительная судья, исполнительница воли Господа. Ее во многом можно сравнить с Моисеем, как противившуюся своему предназначению, но впоследствии ведущую за собой свой народ. Она - «мать в Израиле», которая заботится о своих детях в Земле Обетованной.
Далила – вероломная женщина, предавшая своего мужа – сильного судью и национального героя – врагам-филистимлянам. За деньги она оказалась способна продать возлюбленного, играя на любви Самсона к ней, выведала секрет назорея «от чрева матери его».
Мать Самсона оказывается женщиной, исполнившей замысел Господа через своего сына. Она тонко чувствует сверхъестественное и остается верна Израилю и вере в Бога.
Несчастная наложница левита, подвергнувшаяся жесточайшему насилию со стороны своего народа, послужила причиной к истреблению колена Вениамина в Израиле. На ее примере виден хаос, существовавший в Земле Обетованной до установления монархии.
Дочь Иеффая была отдана Господу, но реальная судьба ее до сих пор неизвестна. Она оказалась верна воле отца и Бога, когда безропотно покорилась судьбе. Такую цену ее отец заплатил за победу над врагом.
Анализ женских образов в Книге Судей позволяет выявить основные аспекты и черты характера этих личностей, предположить, какое место они занимали в обществе, и проследить их влияние на библейскую историю Израиля.