Языковые средства реализации возрастных стереотипов в современном англоязычном тексте
Екатерина Сегеевна Блинкова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
206
2015-04-07
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматриваются возрастные стереотипы как один из основных видов
социальных стереотипов в речи персонажей современной англоязычной прозы.
Выделенные в исследовании высказывания, содержащие указание на возрастные
стереотипы, рассматриваются с точки зрения их грамматического оформления и
лексического наполнения, что позволяет выявить их языковую и лингвокультурологическую
специфику.
Тезисы
Настоящее исследование
посвящено выявлению высказываний, содержащих указание на возрастной стереотип,
и установлению на их основе диапазона языковых средств выражения возрастных
стереотипов, существующих в англоязычной лингвокультуре.
В работе возрастной стереотип понимается как разновидность социального стереотипа. Социальный стереотип выражает типичное, закрепленное в сознании и поступках человека отношение к многообразным явлениям собственной жизни, другим людям и их общностям. Он аккумулирует предшествующий опыт индивида и различных социальных групп, сложившийся под влиянием социально-исторических условий и других компонентов социальной среды в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.
Возрастные стереотипы как разновидность социальных стереотипов связаны с представлением людей различных категорий друг о друге и о свойственных каждому возрастному периоду – детству, отрочеству, юности, зрелости и старости – стратегиях поведения в обществе. В результате проведенного анализа были выявлены следующие стереотипы, существующие в англоязычной лингвокультуре: все дети – чисты душой; все подростки – трудные («All teenagers are rebels»); молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»); сорокалетние мужчины пребывают в кризисе; пожилые люди – консерваторы; старики – ворчуны («Elderly people are crabby and hard to get along with»; «Most people think all seniors walk so very slow and they don’t like to do anything but sleep») и др.
В работе возрастной стереотип понимается как разновидность социального стереотипа. Социальный стереотип выражает типичное, закрепленное в сознании и поступках человека отношение к многообразным явлениям собственной жизни, другим людям и их общностям. Он аккумулирует предшествующий опыт индивида и различных социальных групп, сложившийся под влиянием социально-исторических условий и других компонентов социальной среды в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту.
Возрастные стереотипы как разновидность социальных стереотипов связаны с представлением людей различных категорий друг о друге и о свойственных каждому возрастному периоду – детству, отрочеству, юности, зрелости и старости – стратегиях поведения в обществе. В результате проведенного анализа были выявлены следующие стереотипы, существующие в англоязычной лингвокультуре: все дети – чисты душой; все подростки – трудные («All teenagers are rebels»); молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»); сорокалетние мужчины пребывают в кризисе; пожилые люди – консерваторы; старики – ворчуны («Elderly people are crabby and hard to get along with»; «Most people think all seniors walk so very slow and they don’t like to do anything but sleep») и др.