Березка как метафора в фильмах-сказках А. А. Роу
Таисия Вячеславовна Кобелева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2015-04-06
13:20 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлены результаты анализа семантики метафоры берёзки в фильмах-сказках А. А. Роу. Предметом
исследования стала общекультурная семантика визуальной метафоры. В ходе
исследования была выявлена динамика образа «берёзки» от собственно
дерева до его визуальной презентации при смене означаемого. Прослежен путь метафоры от традиционного символа троице-семицких обрядов до современного символа национальной идентичности.
Тезисы
Береза всегда воспринималась у восточных славян как особое
дерево, так, согласно словарю Славянские древности, береза являлась важным
элементом календарной ритуальной обрядности, магических практик.
В наше время существует множество случаев квазифольклорного
использования образа березки. Если ввести в поисковой системе Google запрос Березка, то среди всех
ссылок дерева не будет в числе первых: сначала мы видим магазин купальников
Виктория Сикрет, затем кафе «Березки», затем хостел, ансамбль «Березка»,
подростково-молодежный кружок, кинотеатр, магазин «Березка» из СССР, санаторий,
водка, детский лагерь и прочее.
При сопоставлении современного и традиционного использования
образа и слова Березка, видны различия: постепенно произошел переход от использования
образа конкретного дерева и его частей к ситуации, когда березкой можно назвать
что угодно, и это слово активно используется в коммерческой и медийной сферах.
Причины такой популярности можно объяснить общностью ассоциаций вызываемых этим
словом, образом, в сознании русского человека.
Предположительно, по этой же причине березки используется и
в кинематографе, но при этом происходит возврат к традиции: березка есть
дерево.
В фильмах А. А. Роу общие панорамные планы природы всегда
содержат березы.
Так, в фильмах «Василиса Прекрасная», «Золотые рога»,
«Огонь, вода и медные трубы» присутствует множество планов с березами и
березовыми рощами. Примечательно, что все эти кадры сняты общим планом и
располагаются в начале фильма. Предположительно, этот прием использован для
того, чтобы с помощью стереотипных образов настроить восприятие зрителя на
определенную волну. Так в сознании вызывается цепь ассоциаций, эстетическое
восприятие образа происходит благодаря способности «к распознанию содержащихся в
нем символов, возникающее в результате причастности к соответствующим
культурным (религиозным, торговым, обрядовым и т. д.) практикам» [Корбут А.
Аннотация к Гирцу].
При смене типа медиапрезентации меняется и роль березы: если
в ритуале с большей вероятностью её можно отнести к атрибутам, хотя роль
персонажа ей отчасти присуща (считалось, что она может стать источником
несчастья, причиной смерти), то в фильме же береза является скорее только
атрибутом, который включался в сценарий как образ, который найдет отклик в
сознании большего количества людей, так как при виде березы срабатывают
ассоциативные связи, выработанные долгой историей проживания в определенном
месте: в ареале произрастания именно этого дерева; возникает чувство
патриотизма, милое сердцу ощущение причастности, защиты, спокойствия. Все эти
ощущения подпитаны реальностью, о которой писали В. Я. Пропп, Виноградова и
Усачева.