Фразео-семантическая группа «Квалификация человека как глупого» в русской языковой картине мира (на фоне китайского языка)
Шо Чжоу
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2015-04-08
16:15 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
В
докладе подвергается анализу фразео-семантическая группа (ФСГ) «Квалификация человека
как глупого», входящая в ядерную зону фразео-семантического поля «Глупость».
В основу отбора фразеологических единиц положен принцип группировки по семантике. Основным критерием
выделения анализируемой ФСГ является наличие в семантике единиц интегральной семы 'очень глупый человек, тупица, болван, дурак'. Анализ единиц проводится в лингвокультурологическом
аспекте на фоне китайского языка, что позволяет выявить
национально-специфические свойства рассматриваемых фразеологизмов.
Тезисы
В докладе уделяется внимание изучению фразеологических единиц
(ФЕ) как языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности в
русской языковой картине мира на фоне китайской. В основу отбора ФЕ положен
принцип группировки по семантике. Основным критерием выделения ФСГ
«Квалификация человека как глупого» является интегральная сема 'очень глупый
человек, тупица, болван, дурак'. Эта сема так или иначе выражается каждым
членом группы.
В практике РКИ целесообразно опираться на модель семантизации
ФЕ, в которой мы выделили следующие составляющие:
1) ФЕ;
2) значение ФЕ;
3) контекст
употребления;
4) наличие или
отсутствие аналога в китайской языковой
картине мира.
5) лингвокультурологический
комментарий.
Например:
1) Голова дубовая;
2) Голова дубовая – «Прост. Тупой, бестолковый человек; тупица» (Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. М., 1987. С. 112);
3) «— Что же ты, дубовая башка, так дерёшься? - Их благородие изволили говорить режь — я и резнул» (А. В. Сухово-Кобылин. «Смерть Тарелкина»);
4) 榆木脑袋 — ‘вязовая голова’;
5) ФЕ дубовая голова актуализирует, по-видимому, такое качество дуба, как твердость древесины, позволяя квалифицировать человека как глупого в своем упрямстве, нечуткого, не отличающего гибкостью ума, лишенного дипломатии, что может привести к необратимым последствиям. В китайском национальном сознании человек квалифицируется как глупый через ФЕ вязовая голова (вяз среди твердых пород деревьев чрезвычайно распространен в Китае), в которой, по аналогии с ФЕ в русском языке, глупость человека проявляется в неумении прислушиваться к чужому мнению, учитывать ситуацию в своих оценках.
На основании данных материала, представленного в докладе, можно сделать вывод, что ФЕ в русской и китайской языковых картинах мира квалифицируют человека как глупого с позиций одинаковых жизненных установок - отрицательная оценка глупого человека через реалии действительности, связанные с окружающим человека миром.
1) Голова дубовая;
2) Голова дубовая – «Прост. Тупой, бестолковый человек; тупица» (Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. М., 1987. С. 112);
3) «— Что же ты, дубовая башка, так дерёшься? - Их благородие изволили говорить режь — я и резнул» (А. В. Сухово-Кобылин. «Смерть Тарелкина»);
4) 榆木脑袋 — ‘вязовая голова’;
5) ФЕ дубовая голова актуализирует, по-видимому, такое качество дуба, как твердость древесины, позволяя квалифицировать человека как глупого в своем упрямстве, нечуткого, не отличающего гибкостью ума, лишенного дипломатии, что может привести к необратимым последствиям. В китайском национальном сознании человек квалифицируется как глупый через ФЕ вязовая голова (вяз среди твердых пород деревьев чрезвычайно распространен в Китае), в которой, по аналогии с ФЕ в русском языке, глупость человека проявляется в неумении прислушиваться к чужому мнению, учитывать ситуацию в своих оценках.
На основании данных материала, представленного в докладе, можно сделать вывод, что ФЕ в русской и китайской языковых картинах мира квалифицируют человека как глупого с позиций одинаковых жизненных установок - отрицательная оценка глупого человека через реалии действительности, связанные с окружающим человека миром.